Именно здесь российско-американский эпипаж завершал подготовку к полёту, начавшемуся 26 марта.
В холле висит распорядок дня космонавтов. Подъем в 8.30, отбой – в 01.00. В списке занятий – подготовка к невесомости, пневмомассаж, ведение бортовой документации... Обучают даже оказанию первой медпомощи на борту – удалить соринку из глаза, например, или снять зубную, головную боль. По вечерам - просмотр кинофильмов, в расписании преобладают комедии. «А на орбите времени на отдых у вас хватает?» - спрашиваю Геннадия Падалку, для которого нынешний полёт в космос – 3-й по счету.
- Конечно. Как и на земле, отдыхаем в субботу и воскресенье, в праздничные дни. У каждого – своё хобби. Я, например, люблю фотографировать и вести видеонаблюдение. Небо с орбиты выглядит порой феерически, особенно в момент прохождения метеорных потоков. А на Земле, как ни странно, из космоса очень красиво смотрятся нефтяные разливы… С книгами, фильмами проблем тоже нет. В нынешнюю экспедицию я заказал себе несколько картин: «Доктор Живаго» с Чулпан Хаматовой, «Идиот» с Евгением Мироновым, современную версию «Преступления и наказания»...
- Как часто космонавты имеют возможность общаться с родными? Ведь экспедиция на МКС длится 200 суток, можно успеть соскучиться по дому.
- По телефону можно общаться хоть двадцать раз на день. Есть возможность переписываться по электронной почте. А по выходным нам устраивают видеосеансы, в течение 30-40 минут. Происходит это через американские спутники-ретрансляторы: у нас подобных пока нет. До сих пор вспоминаю, как однажды под Новый год сотрудники Центра управления полетами организовали для нас «в прямом эфире» настоящий концерт. Переоделись в костюмы Деда Мороза, Снегурочки и других персонажей и минут сорок пели, танцевали, разыгрывали сценки.
- А питаетесь как – не надоедает космическая кухня?
- В нашем рационе более 100 блюд, как российских, так и американских. Чего только нет: «мясо в белом соусе», «мясо куриное с яйцом» «десерт из персиков»... Ассортимент повторяется лишь через 16 суток. Главное – мы должны получить 3000 килокалорий в день. Я лично всеяден и особых предпочтений не имею. Неравнодушен разве что к нашему «творогу с орехами». Он и другим космонавтам нравится, в том числе американским: они вообще предпочитают питаться российскими продуктами.
На этом разговор приходится заканчивать - собеседника срочно вызвали в «штаб». Пожать на прощанье руку ему нельзя – любой телесный контакт с космонавтами накануне полета запрещён. Зато мы договариваемся, что в космосе у Геннадия Падалки и его американских коллег будет возможность почитать не только книги – грузовым кораблем на орбиту вскоре будет доставлен и экземпляр «Аргументов и Фактов».