30 ноября в штатное время – 02.28 по Москве – транспортный корабль «Прогресс М-21М» успешно пристыковался к агрегатному отсеку служебного модуля «Звезда» Международной космической станции. «Прогресс» доставил на МКС топливо, воду, расходное оборудование, оборудование для научных экспериментов, контейнеры с пищей и посылки для экипажа. Общая сумма груза — 2398 килограммов. Однако стыковка космического грузовика с МКС прошла в ручном режиме без применения новой системы сближения «Курс-НА».
«Прогресс» был запущен с космодрома Байконур на МКС 26 ноября. Пуск ракеты-носителя «Союз-У» состоялся в 00.53 и прошел в штатном режиме. Тогда представитель Центра управления полетами и сообщил, что в ходе полета будет опробована новая система сближения и стыковки «Курс-НА», благодаря которой корабль будет сближаться с МКС без касания. По словам начальника управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, «по результатам полета этого грузовика будет приниматься решение, проводить ли дополнительные испытания новой системы сближения».
Отказ оборудования?
Через несколько часов после стыковки «Прогресса» с МКС стало известно, что новая система отказала. «Курс-НА» использовался для сближения со станцией в автоматическом режиме, но перестал работать в ближней зоне, когда до станции осталось 60 метров. Автоматика остановила процесс стыковки, из-за чего командиру МКС Олегу Котову пришлось взять управление кораблем на себя», - сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Он также добавил, что в настоящее время специалисты Центра управления полетами разбираются в причинах отказа оборудования.
Как заявил РИА Новости руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев, специальная комиссия выяснит причину перехода на ручной режим уже ко вторнику, 3 декабря.
Как проходили тестирования
На сегодняшний день «Курс» является основной системой сближения на кораблях «Союз» и «Прогресс». Она устанавливается на аппараты с 90-х годов. По сравнению с ней у новой модификации «Курс-НА» была уменьшена масса, габариты и энергопотребление, повышены автоматизация и точность.
Первые летные испытания «Курс-НА» состоялись в июле 2012 года. Тогда грузовик «Прогресс М-15М» отстыковали от МКС, чтобы проверить работу новой системы стыковки. Первая попытка окончилась неудачей: на расстоянии примерно 15 километров от МКС автоматика дала аварийный сигнал и «Курс-НА» отвела корабль на 165 километров от орбитального комплекса. Стыковку удалось осуществить со второго раза через четыре дня. Причиной неудачи специалисты тогда назвали сбой датчиковой аппаратуры.
Кроме того, испытание системы «Курс-НА» было произведено и за два дня до стыковки «Прогресса М-21М» с МКС. Аппаратура вела себя в штатном режиме и нареканий не вызвала.
Предприятием-разработчиком системы «Курс-НА» является ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов». Оборудование для «Курса-НА» изготавливается полностью в России с использованием современной элементной базы. Работы по созданию аппаратуры для новой системы велись в НИИ с 2003 года. Руководителем направления является Сергей Медведев.