Абсолютное большинство россиян подвергается атакам спамеров. Это не только звонки по телефону, но и сообщения, в которых навязываются различные товары и услуги. Причем нередко абоненты еще и платят за эти оповещения. Почему так происходит и как защитить себя от спамерских атак?
«Вас слили»
По данным издания TelecomDaily, 94% россиян систематически сталкиваются со спам-звонками и сообщениями. 77% абонентов пожаловались на то, что их допекают «звонари». Около 60% респондентов получают нежелательные СМС-сообщения.
Часть номеров спамеры выкупают на черном рынке. По экспертным оценкам, каждый год в нашей стране утекает порядка 650 млн записей персональных данных. То есть информацию о каждом россиянине «слили» не меньше чем по 4-5 раз.
Есть и другой способ заполучить номер абонента — сгенерировать его случайным образом с помощью цифровых технологий. А потом умная система совершает звонки, чтобы проверить, возьмет ли кто-то трубку. Кроме того, спамеры пользуются парсингом — автоматизированным сбором данных из открытых источников, включая соцсети и сайты бесплатных объявлений.
Нередко абоненты своими руками оформляют различные подписки на уведомления и не всегда об этом подозревают. Человек кликает на какой-нибудь баннер, и с того момента с его счета начинают ежемесячно списывать деньги.
Расплата за навязчивость
Спам-звонки на юридическом языке называются рекламой, распространяемой по сетям электросвязи, и это вид рекламы регулируется ст. 18 ФЗ «О рекламе». Рекламировать что-то по телефону и через СМС можно только при условии предварительного согласия абонента. До апреля 2024 года наказания за спам-звонки, конечно, были. Но очень незначительные. Теперь за назойливую рекламу штрафы выросли кратно. Физлиц будут штрафовать на 10-20 тыс. рублей, должностных лиц — на 20-100 тыс. рублей, а юрлиц — от 300 тыс. рублей до миллиона.
Тотальная зачистка
Около 40% абонентов заметили, что за последний год телефонного спама стало меньше. В Роскомнадзоре подсчитали: через защитную систему «Антифрод» каждые сутки проходит более 250 млн телефонных звонков. Из них около 2,5 млн совершается с подменных номеров — и система их прекращает.
У операторов сотовой связи есть свои способы борьбы со спамерами. Например, билайн создал свою антифрод-платформу, которая работает с уже скомпрометированными и подменными номерами аферистов и попросту не дает им дозвониться до граждан. Разработка для абонентов бесплатна и применяется почти во всех продуктах оператора, связанных с защитой от мошенничества и спам-звонков.
Абонентам доступен и полезный сервис «Виртуальный помощник». Человек может заблокировать спам-звонки, а со звонящими будет разговаривать цифровой ассистент. Запись разговора потом появится в мобильном приложении оператора либо в Telegram-боте. Только за первые пять месяцев 2024 года сервис предупредил клиентов о спам-звонке 413 млн раз, а заблокировал 39 млн спам-звонков.
Директор по управлению уровнем фрода ПАО «ВымпелКом» Петр Алферов:
«Мы постоянно совершенствуем алгоритмы нашей системы антифрода и запускаем новые продукты и сервисы для защиты наших клиентов от телефонного мошенничества и спама. Для B2C сегмента у нас с конца прошлого года работает Виртуальный помощник, а для бизнеса — Этикетка. Но мы защищаем не только своих абонентов, но и помогаем другим российским операторам проверять звонки при помощи облачной верификации. Уже более 300 операторов России подключились с помощью нашего облачного сервиса к системе антифрода от РКН».
Что делать, если атаковали спамеры?
Есть простой алгоритм, который позволит сберечь абоненту нервы, время и деньги. Адвокат Анна Аржанникова советует сначала уточнить у звонившего его имя, фамилию, должность. Затем сообщить, что абонент не давал согласия этой компании на распространение рекламы. После этого нужно попросить прекратить звонки и сообщения, а если «звонарь» слишком навязчив, пригрозить обращением в Федеральную антимонопольную службу и напомнить ему о сумме штрафа за такие звонки. Обычно этого достаточно.
Если человек все-таки давал компании разрешение на звонки или распространение СМС-уведомлений, согласие нужно отозвать — письменным заявлением либо в электронном виде. Можно обратиться в ФАС: на официальном сайте ведомства в правом верхнем углу есть кнопка «Подать жалобу на спам-рекламу». После рассмотрения заявления компанию привлекут к административной ответственности.
Есть еще несколько эффективных рекомендаций, которые помогут защититься от профессиональных «звонарей».
- Не оставляйте номер телефона, если участвуете в программах лояльности магазинов или получаете предложение зарегистрироваться на непроверенных сайтах.
- Подключите услугу «Антиспам» от своего мобильного оператора.
- Вносите нежелательные номера в черный список смартфона или помечайте их как спам.
- Не берите трубку, если звонят с неизвестного номера.
- Общаясь с незнакомцем, отвечайте «алло», а не «да». Избегайте называть свое имя и отчество.
- Если вам интересно предложение от звонившего, положите трубку и зайдите на официальный сайт компании или перезвоните по ее официальному номеру.
- Оставьте жалобу на нежелательные звонки или СМС на сайте мобильного оператора.
- Не вступайте в диалог, если услышали в трубке роботизированный голос.