Теплоход ушёл на дно за две минуты
Масштабная катастрофа речного прогулочного теплохода произошла 1 июня в Китае.
Туристический теплоход «Звезда Востока» из Нанкина (центр восточно-китайской провинции Цзянсу) следовал в Чунцин (юго-запад Китая) по реке Янцзы.
В 21:28 по китайскому времени (в 16:28 по московскому) судно перевернулось и стало стремительно уходить под воду. По словам выживших, «Звезда Востока» затонула всего за две минуты.
К месту бедствия немедленно отправились корабли, находившиеся вблизи места катастрофы, а также спасательные службы.
Из воды удалось извлечь чуть более десятка человек, на которых были надеты спасательные жилеты. В числе спасённых оказались капитан и ещё несколько членов экипажа.
По словам капитана, крушение было вызвано сильной бурей в районе, где находилась «Звезда Востока».
Глубина реки Янцзы в месте катастрофы составляет около 15 метров. Спасатели, прибывшие на место, увидели в воде киль перевернувшегося судна.
13 спасённых, сотни пропавших
Специалисты надеются на то, что часть людей могла выжить в так называемых «воздушных мешках» внутри «Звезды Востока». Их предположения предварительно подтверждены простукиванием корпуса — в ответ на удары спасателей раздался стук изнутри корабля.
На борту «Звезды Востока» находились 458 человек, в том числе 406 туристов, 5 сотрудников туркомпаний и 47 членов экипажа. По предварительной информации, все находившиеся на борту являлись гражданами КНР.
В Китае затонул теплоход с сотнями пассажиров на борту
Практически сразу стало ясно, что катастрофа не обойдётся без большого числа человеческих жертв. Большинство туристов на судне были людьми пенсионного возраста, в силу чего не имели шансов покинуть гибнущий корабль в условиях острого дефицита времени.
Данные о количестве тех, кого удалось спасти, расходятся. В официальном сообщении Министерства транспорта КНР говорится о спасении 13 человек, также обнаружены тела пяти погибших. По информации китайских СМИ, количество спасённых может достигать 20 человек.
Однако большинство пассажиров и членов экипажа остались на затонувшей «Звезде Востока».
По итогам предварительного расследования, в момент аварии судно не было перегружено и имело достаточное количество спасательных жилетов. Ведение поисковых работ затруднено сложными погодными условиями.
Капитан и старший механик судна арестованы
Власти КНР уже назвали катастрофу на реке Янцзы одной из самых масштабных в истории страны.
На место происшествия прибыл премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, который призвал направить сильнейшие в стране спасательные силы для помощи тем, кому ещё можно сохранить жизнь. По указанию премьера при Госсовете создан штаб по проведению поисково-спасательных работ во главе с вице-премьером Ма Каем, одновременно на месте происшествия создан оперативный центр.
Начато расследование катастрофы, в рамках которого полиция арестовала капитана и старшего механика «Звезды Востока», выживших при крушении.
Председатель КНР Си Цзиньпин потребовал от властей провинции Хубэй и города Чунцин приложить максимум усилий для проведения поисково-спасательной операции, а также надлежащим образом вести работу по ликвидации последствий аварии и оказанию поддержки родственникам погибших. Он призвал извлечь урок из происшедшего, усилить меры обеспечения общественной безопасности и безопасности населения.
О том, каково будет общее число жертв, в Китае не строят предположений, пока есть надежда спасти хотя бы ещё одного человека. По предварительным данным, спасателям удалось обнаружить внутри судна от 3 до 5 живых, которых в настоящее время пытаются поднять на поверхность.
Хроника опасных круизов: от «Булгарии» до «Севола»
В последние годы в разных странах мира произошло несколько крупных катастроф прогулочных теплоходов.
10 июля 2011 года российский двухпалубный теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань – Болгар – Казань, потерпел катастрофу и затонул в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Из 201 человека, находившегося на борту, 79 были спасены, 122 погибли.
Год со дня катастрофы теплохода «Булгария» | Фотогалерея
Комиссия Ространснадзора, проводившая проверку по факту катастрофы, пришла к выводу, что причинами трагедии стали невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Непосредственно к катастрофе, по мнению большинства экспертов, привело то, что экипаж не задраил иллюминаторы, через которые при сильном ветре и ливне с грозой в условиях крена на борт стала поступать забортная вода. В результате судно опрокинулось и затонуло.
Среди лиц, которые в мае 2013 года предстали перед судом, не было капитана «Булгарии» Александра Островского. Дело, возбуждённое в его отношении, было прекращено в связи со смертью обвиняемого.
В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова были выдвинуты обвинения по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта»), а также по статье 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
В июле 2014 года Московский районный суд Казани признал Рамиля Хаметова виновным и приговорил его к лишению свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима.
13 января 2012 года итальянский круизный лайнер «Costa Concordia», следуя по маршруту «7 ночей зимнего Средиземноморья», в районе посёлка Джильо-Порто на острове Джильо наскочил на каменный риф, получил пробоину и стал тонуть.
На борту в тот момент находились 3216 пассажиров из 62 стран, в том числе 108 россиян, а также 1023 члена команды.[
Последнее путешествие круизного лайнера Costa Concordia
Последнее путешествие круизного лайнера Costa Concordia
Несмотря на относительно небольшую глубину в районе катастрофы, судно легло на борт и оказалось частично затопленным. Жертвами катастрофы стали 32 человека.
Расследование показало, что главным виновником трагедии стал капитан судна Франческо Скеттино. Он решил подвести судно ближе к берегу острова Джильо и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана, проживающего на острове, как делал это неоднократно в прошлом. На сей раз, однако, данный опасный манёвр привёл к катастрофе.
Сразу после ЧП капитан сбежал с судна, бросив людей на произвол судьбы. Спасательная операция началась только тогда, когда с «Costa Concordia» по собственной инициативе вышла на связь береговая охрана.
12 февраля 2015 года суд итальянского города Гроссето признал Франческо Скеттино виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек, погибших в результате катастрофы, потоплении судна, а также в том, что покинул судно до окончания эвакуации всех находившихся на борту, и приговорил капитана к 16 годам тюрьмы.
16 апреля 2014 года южнокорейский паром «Севол», следовавший из Инчхона на остров Чеджудо, внезапно потерял ход и начал давать сильный крен. Экипаж судна не предпринял мер к эвакуации людей, в результате чего большинство пассажиров не смогли покинуть паром до момента его затопления.
Спасение парома «Севол»: операция у берегов Южной Кореи
На борту «Севола» в момент трагедии находились 476 пассажиров и членов экипажа. В результате катастрофы погибли 295 человек, 250 из которых — школьники, совершавшие развлекательную поездку.
Как установило следствие, причиной трагедии стал резкий поворот судна, вызвавший смещение груза в трюме. В момент аварии судном управляла неопытная 25-летняя женщина-штурман, которая на этой линии работала лишь пятый месяц, а на флот пришла всего за год до трагедии.
Капитан «Севола» 70-летний Ли Чжун Сок и его помощники не только не сумели предотвратить крушение, но и не организовали своевременнее оповещение и эвакуацию пассажиров.
Более того, 29 основных членов экипажа «Севола» во главе с капитаном благополучно покинули судно, бросив пассажиров на произвол судьбы.
28 апреля 2015 года Апелляционный суд Южной Кореи признал капитана парома «Севол» Ли Чжун Сока виновным в массовом убийстве и приговорил его к пожизненному заключению.