Примерное время чтения: 7 минут
2003

«Вам приз!». Раскрыт топ-5 схем, которыми мошенники одурачивают россиян

В прошлом году с киберпреступниками пришлось столкнуться большинству жителей России, при этом пострадал от действий мошенников каждый десятый. Как правило, у одного человека похищали не больше 20 тысяч рублей, но в целом россияне потеряли за год порядка 15 миллиардов рублей, следует из данных Центробанка. Как не потерять свои деньги — читайте в материале aif.ru.

Топ схем

Пять распространенных мошеннических схем aif.ru раскрыл доцент Финансового университета при Правительстве РФ, автор социального проекта «Финансовая грамотность: просто о сложном» Петр Щербаченко.

Обращение от мошенника под видом налогового органа. «Мошенник звонит или пишет в мессенджер и представляется налоговым инспектором. Заявляет, что вы налогов недоплатили и вам срочно нужно исправить эту „ошибку“. Запугивает крупным штрафом или тюремным заключением. Параллельно на телефон жертвы приходит сообщение с реквизитами для оплаты налога. Если эмоции взяли верх и счет по этим реквизитам оплачен, то с деньгами, скорее всего, можно попрощаться. Однако есть небольшой шанс отменить платеж через службу поддержки вашего банка», — рассказал эксперт.

Также есть другой вариант этого мошенничества, который часто применяется осенью, накануне даты уплаты налогов — это 1 декабря, отметил специалист. Людям поступает электронное письмо о недоплаченных налогах и с реквизитами якобы от ФНС. «Необходимо помнить, что переходить по сторонним гиперссылкам в таких письмах нельзя. Так есть риск заразить ваше устройство вредоносными программами и тем самым передать доступ к вашим данным мошенникам», — предупредил он.

«Ваш близкий попал в беду!» При такой схеме мошенники по телефону требуют деньги, чтобы решить разного рода проблемы, в которые якобы попали родственники потенциальной жертвы. Представляться они могут свидетелями, друзьями, врачами, полицейскими и даже самими родственниками. Технически продвинутые преступники способны подделать не только номер, но и голос родных для своей цели.

«Ситуации выдумываются тоже разные: ДТП, задержание с подозрением на наркотическое или алкогольное опьянение, и вообще что угодно. Деньги мошенники просят перевести на счет по номеру телефона или отдать курьеру», — говорит Щербаченко.

Еще одна популярная схема — «задолженность по кредиту». В ходе беседы мошенник представляется сотрудником банка, полиции или спецслужб и сообщает, что на имя жертвы якобы оформлен кредит, который необходимо срочно погасить. Поскольку кредит выдан очевидно незаконным путем, то лжесотрудник предлагает перевести деньги на «безопасный счет» и заодно помочь с поиском преступника, оформив кредит в другом банке. Бывали случаи, когда одураченные по этой схеме люди отдавали все свои сбережения и оставались в огромных долгах.

Также в последние годы участились случаи мошеннических звонков и писем от имени Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга). Человеку сообщают о блокировке его счетов якобы Росфинмониторингом и предлагают снять все ограничения после оплаты штрафа, пени или комиссии за услугу по оформлению «справки о легализации».

«На самом деле Росфинмониторинг не занимается сбором платежей и не арестовывает счета и другое имущество граждан. Тем более эта служба не оказывает платные услуги по оформлению юридически значимых документов», — заметил Петр Щербаченко.

«Вы выиграли приз!» Когда мошенники действуют по такой схеме, то рассылают сообщения или делают звонки о выигрыше в лотерею. Людям сообщают, что они победили, и даже приз им уже готовы выслать, надо только лишь оплатить доставку, страховку, налог или указать данные банковской карты на сайте конкурса. После оплаты почту и телефон жертвы блокируют, чтобы не надоедала вопросами, когда же доставят приз.

Как распознать мошенников?

Банк России провел опрос среди подписчиков своего официального телеграм-канала о типичных уловках кибермошенников. Участие в нем приняли около пяти тысяч человек.

Подавляющее большинство (83%) опрошенных сообщили, что в прошлом году им довелось столкнуться со злоумышленниками лично. Главным образом это были телефонные звонки либо СМС (92%), попытки связаться через мессенджеры (48%), письма на электронную почту (31%), сообщения в социальных сетях (17%). Реже мошенники пытались заманить своих жертв на поддельный сайт (8%) или в поддельное мобильное приложение банка (1%). Также преступники выдавали себя за брокеров на бирже, продавцов на маркетплейсах и пользователей одного из популярных сайтов объявлений.

Чаще всего кибермошенники просили сказать им код из СМС-сообщения (37%), передать личные данные, в том числе паспортные (26%), выполнить денежный перевод (19%), ввести код на сайте или в приложении по их указанию (15%), установить приложение (13%), взять кредит и перевести полученную сумму (10%), передать деньги лично в руки (3%).

Также выяснилось, что многие участники опроса вообще не дожидаются, пока подозрительный собеседник озвучит им какое-либо предложение, и сразу же прекращают общение. Некоторые люди признались, что не могут сдержать эмоций и говорят мошенникам грубые слова.

Как покончить с мошенниками?

В Центробанке есть план, как решить проблему телефонных мошенников, рассказал aif.ru руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. По его словам, постоянное совершенствование банками технических методов защиты и повышение финансовой грамотности людей поможет свести к минимуму ущерб от действий телефонных мошенников.

«Хотя в рублях объем похищенных средств пока не снижается, число предотвращенных попыток значительно увеличивается. Банкам и другим финансовым организациям все лучше удается предотвращать мошеннические операции. Банк России стимулирует их развивать все более совершенные технические методы защиты и тщательнее идентифицировать клиентов», — сообщил представитель ЦБ корреспонденту aif.ru в кулуарах конференции по финансовой грамотности ФИНФИН.

Банк России собирает данные об инцидентах информационной безопасности во время денежных переводов, отслеживая такой показатель, как «операции без согласия клиентов». В 2023 году в результате таких действий мошенникам удавалось похищать у россиян около 4 миллиардов рублей каждый квартал. При этом количество предотвращенных операций такого рода выросло с 2,7 миллиона в первом квартале до 10,8 миллиона в третьем квартале. Более свежих данных у Центробанка пока нет.

«Людям тоже в подавляющем большинстве случаев удается распознавать попытки обмана, как правило, уже в течение первых секунд телефонного разговора. Мы выступаем за дальнейшее повышение финансовой грамотности и осведомленности людей, что в перспективе позволит еще более снизить эффективность злоумышленников, использующих методы социальной инженерии», — заключил Михаил Мамута.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах