94% россиян, по данным прошлогодних опросов, жалуются на спам в звонках и SMS. Однако, рассказали эксперты aif.ru, порой к этому приводит неосторожное обращение россиян со своими персональными данными. Причем утечка может происходить даже там, где никто этого не ожидает.
Управляющие компании
Чаще всего слив и хищение информации происходит в сфере доставки, в медицине, торговле, рассказала кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева. Но в последнее время она охватила еще и ЖКХ.
«Например, сейчас в некоторых городах участились рейдерские захваты управлением многоквартирных домов по поддельным протоколам, — рассказала эксперт. — Захватывая дом, рейдеры получают информацию не только о собственниках, но и об арендаторах, субарендаторах, контрагентах и других лиц».
Морги
Организации, оказывающие ритуальные услуги, тоже довольно часто пополняют свои базы контактов за счет «слитой» информации, продолжила эксперт. Уже давно не секрет, что, когда человек умирает, телефон его родственников начинают обрывать сотрудники ритуальных служб. Иногда они успевают дозвониться даже раньше, чем родных погибшего оповестят о случившемся. Все потому, что сотрудники реанимации, морга, а иногда и полиции первым делом докладывают в похоронные бюро.
Сайты
В интернете активность пользователей отслеживается с помощью файлов cookie, а также различных скриптов, добавил основатель группы компаний по разработке систем ИИ для бизнеса Михаил Шахмурадян.
«Даже если человек просто заходит на сайт, не вводя никаких данных, его действия могут быть зафиксированы, — уточнил эксперт. — Эти данные могут затем быть проданы третьим лицам и использованы в мошеннических целях. В последнее время участились случаи, когда пользователь просто зашел, например, на сайт обувного магазина, ничего не заказывал и ему стали звонить предлагать купить кроссовки».
Отели
Ресепшн отелей также часто становятся источником утечек персональных данных, продолжил он. «Гости доверяют свои паспортные данные, номера телефонов и другую информацию при регистрации, позволяют даже делать сканы паспортов, — рассказал собеседник. — К сожалению, не все отели должным образом защищают эту информацию, а в некоторых случаях сотрудники и вовсе могут намеренно передавать данные третьим лицам, например, туристическим агентствам или риелторам. Также возможно, что данные утекут из-за недостаточной киберзащиты».
Печальные последствия
При этом, рассказала юрист Нина Бехтина, последствия такой утечки персональных данных могут быть самыми печальными: оформление займов и кредитов, продажа недвижимости, разглашение медицинских заключений.
«Например, в июне 2024 года моя доверитель узнала о том, что против нее возбуждено исполнительное производство в Пермском крае, — объяснила она. — На сайте мирового судьи она получила информацию о том, что вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по займу. Оказывается без ее ведома микрофинансовая организация оформила на нее займ. В суде выяснилось, что мошенники воспользовались ее персональными данными дистанционно, отправили сообщение с кодом, но на чужой номер. Затем микрофинансовая организация предоставила выписку из реестра по банковской карте, показывающей, что денежные средства были перечислены на счет истца. Хорошо, что суд установил, что указанная микрофинансовой организацией банковская карта истцу никогда не принадлежала, но далеко не всегда свою невиновность можно столь же просто доказать».
Поэтому подобные ситуации нужно предупреждать, отметила Бехтина. «Ставьте сложные пароли и периодически их меняйте на всех устройствах, — посоветовала она. — Не пользуйтесь ненадежными сайтами, общедоступными wi-fi или интернетом под прицелом камер видеонаблюдения. Не открывайте спам-письма и незнакомые ссылки в мессенджерах. Не используйте чужие устройства для работы в личных целях, коммерческие ксерокопии, сканы и ПК. Установите на свои устройства специализированное ПО, например, лицензированные антивирусы. Ну и никогда не ставьте подпись в бланке согласия на обработку персональных данных с заранее проставленными галочками. Внимательно читайте его и выясняйте, как именно компания будет использовать ваши персональные данные».
Также, напомнила Оксана Васильева, по прекращению отношений с организациями нужно обязательно отзывать право на использование персональных данных. «Также не пересылайте по соцсетям, электронной почте и мессенджерам документы, содержащие персональные данные, — добавила она. — А в случае обнаружения персональных данных в открытом доступе можно написать претензию, а в последующем — жалобу в Роскомнадзор».