Роковая льдина?
Десятки кораблей принимали участие в спасательной операции. Все извлечённые из воды моряки, как погибшие, так и спасённые, прибывают в порты Сахалина и Магадана. Многие из спасённых нуждаются в экстренной медпомощи из-за переохлаждения.
100-метровый траулер «Дальний Восток», построенный в 1989 г., был куплен у Латвии в декабре прошлого года. По словам Алексея Васина, первого заместителя гендиректора сахалинской компании ООО «Магеллан», которой и принадлежит судно, на борту уже было достаточно груза и трагедия произошла из-за повреждения корпуса льдиной. Для владельца судна, конечно, лучшая причина трагедии - причуды погоды и природы. Но... «Я предполагаю, что ситуация развивалась так. В резервуарах у дна были выработаны вся вода и топливо, - размышляет Борис Булатов, бывший капитан Владивостокского морского рыбного порта. - По технологии туда для балансировки должна быть закачана забортная вода. Этого, вероятно, сделано не было. И эти пустые баки сыграли роль поплавка, то есть, когда на борт подняли груз, корабль перевернулся. Кто виноват - выяснит следствие, но вообще за всё отвечает капитан. Именно он должен вовремя подавать команды».
«Все, кого мы спасли, - из рядового состава. Но все говорят, что сначала пошёл крен, он начал быстро увеличиваться. Затопление судна началось через корму - то есть тонуло оно носом вверх», - говорит Олег Давыдов, капитан судна «Герои Даманского».
Возможно, капитан и подавал команды. Но люди, которые отвечали за способность судна находиться на плаву, похоже, вообще не понимали русского языка.
Кто виноват?
Известно, что из 132 членов экипажа только половина были россиянами. Остальные - украинцы, литовцы и жители экзотических государств, которые и на карте еле найдёшь. Почему? Вот что рассказал «АиФ» один из камчатских капитанов, просивший не называть его имени: «Возмущает то, каким образом сейчас организуется рыбалка. На корабле половина экипажа были иностранцы, потому что не хотят хозяева брать нормальных моряков, которым надо деньги платить! Они вышли из России с одним экипажем, зашли в иностранный порт, набрали людей, которые работают за похлёбку. И вот результат».
«Эти случаи характерны для Дальнего Востока - к бабке не ходи. Там закон - тайга, прокурор - медведь! - восклицает Вадим Мамонтов, представитель профсоюза моряков. - Почему столько иностранцев? Обычно это нелегалы. Они в Охотском море что хотят, то и делают. А базируются, ремонтируются, меняют экипажи в портах Южной Кореи. И это продолжается уже 25 лет. В южнокорейском порту Пусан образовался «русский Техас» - так я его называю. Наши суда тонут, как «Дальний Восток», на смену им приходят следующие. А всё потому, что по доходности неучтённый рыбный промысел, может, даже наркотики превосходит».
Сколько у нас таких кораблей? Ответить невозможно, поскольку у каждого свой хозяин, а то и несколько. И часть судна может принадлежать российской компании, а часть приписана к порту где-нибудь в Мьянме. «Это чистое разгильдяйство! У нас полностью утрачен контроль за рыболовным флотом, - считает Сергей Баршаев, в прошлом начальник рыболовецких экспедиций. - Я был специалистом по прогнозированию развития отрасли, так вот, по нашим прогнозам, весь флот должен был смениться к концу 90-х гг. А что сейчас? Я вижу суда, у которых сгнили днища, а они ещё в море ходят! Как было раньше? Рядом с рыболовецким траулером всегда находились ещё как минимум два корабля. Один - для переработки и отгрузки продукции. Другой - флотинспекция. Она записывала все переговоры, проверяла все документы. Не дай бог какое-нибудь крепкое слово капитан в эфир скажет, проблем не оберёшься».
Сейчас различные ведомства проводят проверки по факту трагедии - так, Минтруд выясняет условия работы в ООО «Магеллан». Власти выделят по 200 тыс. руб. пострадавшим и по 1 млн семьям погибших россиян. Следственный комитет объявил в розыск руководителя ООО «Магеллан» Егора Гащенко, его заместитель арестован. Также наложен арест на имущество компании.
Где минтай?
…Тем временем рыба, выловленная на Дальнем Востоке, в центральной части России становится золотой. «Производителю войти напрямую в торговые сети, скажем, Москвы или Санкт-Петербурга невозможно. Только через перекупщиков, - говорит Сергей Тарусов, председатель крупнейшего на Камчатке и в России рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина. - Мы сегодня продаём владивостокским коммерсантам замороженный минтай по 75 руб. за кг, треску - по 135, камбалу - по 50, селёдку - по 25-30. А дальше всё зависит от аппетитов перекупщиков».
В Москве та же треска стоит уже 500 руб., минтай и камбала - около 300 руб.