Как убрать о себе данные из банковской базы мошенников?
В 2018 году в связи с активными действиями мошенников Центробанк создал специальный «черный список». В него попадают данные лиц, которым в результате мошеннических действий поступали на счет деньги. Информацию о подозрительных операциях регулятору передают кредитные организации отправителя и получателя средств — по ней Банк России может идентифицировать потенциального мошенника и предотвратить новые зачисления на его счет.
С 26 июля 2024 года начнет работу новый механизм, который позволит людям, попавшим в этот список по ошибке, исключить информацию о себе из реестра. Об этом сообщил Банк России.
Как обжаловать включение в список мошенников?
Эту опцию граждане и организации смогут реализовать как лично — в офисе обслуживающего банка, так и онлайн — через интернет-приемную Центробанка. Ответ придет в течение 15 дней.
Как обжаловать включение в список мошенников через интернет?
Это можно сделать, воспользовавшись специальным сервисом на сайте Банка России. Чтобы отправить обращение, не выходя из дома, нужно:
В браузере перейти на страницу интернет-приемной Банка России: https://cbr.ru/reception/
Выбрать «Отправить обращение в электронном виде» — «Направить обращение»
Из списка тематик выбрать в блоке «Информационная безопасность» пункт «02. Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента».
В открывшемся окне прочесть блок справочной информации или скачать его в формате документа
В конце страницы нажать кнопку «Перейти к оформлению обращения».
Портал Центробанка предложить заполнить личные данные, в том числе авторизоваться через личный кабинет портала «Госуслуги» — это необходимо, чтобы регулятор смог использовать данные ограниченного доступа. Если пропустить этот шаг, из ответа будет исключена такая информация, например, личные данные или сведения о счетах.
Ответ будет направлен по электронной почте в течение 15 дней.
Как обжаловать включение в список мошенников лично через банк?
Для этого нужно обратиться в свой банк с письменным заявлением — готовую форму дадут в банке или объяснят, как правильно составить. Банк России разъяснил, что для подачи обращения клиенту — физическому лицу понадобится следующая информация:
- Ф. И. О.;
- серии и номера документов, удостоверяющих личность;
- названия банков, от которых они узнали о попадании в базу;
- номера счетов, карт, электронных кошельков;
- номер телефона.
Для профессиональных участников экономического оборота — ИП и организаций необходимо предоставить ИНН и номера счетов, карт, электронных кошельков. Индивидуальному предпринимателю также нужны данные паспорта.
Что делать, если Центробанк отказывается удалять данные из базы мошенников?
Если регулятор дал отрицательный ответ на обращение, необходимо внимательно ознакомиться с данными в документе. Центробанк сообщает, что в ответе будут перечислены банки или иные финансовые организации, которые располагают информацией о включении конкретного клиента в «черный список». Нужно обратиться напрямую к ним, чтобы узнать подробности попадания в этот реестр и алгоритм действий, чтобы данные были из него удалены.
Источники: