861

Исключить подмену номера. В Сбере обсудили борьбу с телефонными мошенниками

19 мая в штаб-квартире Сбера состоялось выездное заседание межфракционной рабочей группы Государственной думы РФ по выработке законодательных предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, их предотвращения, пресечения, предупреждения и профилактики.

В заседании приняли участие заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, вице-президент, директор департамента кибербезопасности Сергей Лебедь, вице-президент Анна Попова, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Ким, руководитель межфракционной рабочей группы, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, а также другие депутаты Думы, представители Сбера и Минцифры.

Меры противодействия телефонному мошенничеству

Главными вопросами повестки стали защита банковской тайны и противодействие телефонному мошенничеству. Участники обсудили возможности совершенствования ст. 183.1 УК РФ («Незаконные получение и распространение сведений, содержащих банковскую тайну»), а также законопроект, направленный на запрет звонков с подменой номера из-за границы и регламентирование VoIP-операторов.

Как было отмечено, только в 2020 году мировая экономика в результате кибератак потеряла 3,5 трлн долларов, а российская, согласно отчету Банка России об операциях без согласия, — 9,8 млрд рублей.

Особенно остро сегодня стоят вопросы телефонного мошенничества. Если в 2017 году его доля в общем объеме мошеннических действий в стране, включая фишинг и СМС-мошенничество, составляла 22%, то в 2020 году — 97%. В прошлом году был зафиксирован двукратный рост случаев телефонного мошенничества, и в 99% случаев такие звонки совершались и совершаются с подменой номера. Каждый день гражданам России поступает в среднем 100 тысяч звонков от мошенников. Преступники выманивают у людей деньги под различными предлогами (например, перевод на «безопасный» счет) либо просят назвать конфиденциальные данные карты якобы для предотвращения неправомерной операции.

Причины распространенности такого вида преступности, по мнению специалистов, заключаются в доступности и анонимности услуг для злоумышленников, нахождении VoIP за рамками правил пропуска трафика, недостаточном регулировании отрасли, нечеткой формулировке федерального закона «О связи», отсутствии у операторов связи технической возможности проверить подмену номера и ряде других факторов. В ходе выездного заседания депутаты и руководители Сбера рассмотрели инициативы Минцифры, определили первоочередные меры, требующие поддержки, и внесли свои предложения по противодействию телефонным мошенникам.

По словам заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, телефонное мошенничество, к огромному сожалению, обрело размах национального бедствия. «Сегодня трудно найти человека, которому бы ни разу не позвонили преступники. В прошлом году мы в Сбере получили от наших клиентов 3,7 млн жалоб на попытки мошенничества, а общее число подобных звонков по стране в целом превысило 15 миллионов. Мы, со своей стороны, ведем огромную просветительскую работу во всех каналах взаимодействия с клиентами, чтобы люди понимали, в каких случаях они имеют дело с мошенником. И сегодня мы совместно с депутатами и регулятором прорабатываем законодательные меры, которые исключат возможность подмены номера и сведут такой вид мошенничества к нулю», — рассказал он. 

Кроме того, в рамках визита депутаты Думы и представители Минцифры посетили Центр киберзащиты Сбера, ознакомившись с тем, как банк с использованием технологий искусственного интеллекта отражает кибератаки в режиме реального времени.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество