aif.ru counter
1697

Предотвращать некому?

«Дело Каменщика». За нашу безопасность отвечают «стрелочники»?

Пора полицию вернуть в аэропорты.
Пора полицию вернуть в аэропорты. © / Фото: Игорь Харитонов / АиФ

После каждого теракта в воздухе повисает вопрос: кто ответит? Видимо, устав разъяснять, что предотвратить всё невозможно, силовики с законодателями решили перевести стрелки, освободив себя от ответ­ственности.

Громкое «дело Каменщика», по которому через 5 лет после теракта руководители аэропорта «Домодедово» стали обвиняемыми, - первый случай, когда пытаются наказать не террористов, а тех, кто, по мнению следствия, недостаточно им противодей­ствовал. Прокуратура считает обвинение надуманным. А нам, пассажирам, не помешает разобраться, кто же отвечает за нашу безопасность. 

Умыли руки? 

Раньше всё было просто и понятно: «моя милиция меня бережёт». Впрочем, и сегодня в структуре МВД есть главное управление на транспорте, но его в ходе реформ «выкосили» сокращениями. Однако, если где-то убыло, значит, где-то прибыло - форма изменилась, но люди в форме в аэропортах остались. Теперь это сотрудники специальных подразделений или отдельных компаний - част­ных структур. То есть наша безопасность - в руках коммерсантов? 

Всё верно, поскольку ответ­ственность за её обеспечение, в том числе за защиту от актов незаконного вмешательства (в число которых почему-то во­шли и теракты, хотя в мировой практике такого нет), лежит теперь на «субъектах транспортной инфраструктуры» и перевозчиках. Так посчитал Федеральный закон «О транспортной безопасности».  

«Исторически было несколько поворотов сюжета, - говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт». - Ещё в конце 90-х расформировали досмотровые подразделения МВД в аэропортах, а их функции стали передавать службам воздушных гаваней, правда, тогда ещё государственных. Но после взрывов самолётов в 2004 г. решили вернуть полномочия в МВД. А затем, после теракта в «Домодедово» в 2011 г., приняли противоположное решение».  

Изначально правовая основа безопасности в области гражданской авиации была заложена постановлением Правительства ещё в 1994 году. Обязанности распределились следующим образом: авиационные предприятия и аэропорты обеспечивают технические функции по авиабезопасности, а Федеральная авиационная служба во взаимодействии с ФСБ, МВД, Мин­обороны и т. д. - мероприятия по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (сокращённо - АНВ). Естественно, с тех пор  законодательство менялось не раз, но ответственность государство с себя не снимало. 

После теракта в январе 2011 г. в «Домодедово» появился приказ Минтранса, в котором аэропорты и авиакомпании обязали создать подразделения транспортной безопасности, проводить досмотр физических лиц, в том числе в зоне свободного доступа, и не допускать совершения или подготовки АНВ, в том числе терактов. При этом ни МВД, ни ФСБ согласно данному приказу в мероприятиях по обеспечению транспортной безопасности вообще участвовать не обязаны!

В дальнейшем Минтранс, МВД и ФСБ стали «подгонять» федеральное законодательство под те новеллы, которые они ввели подзаконными актами. На чиновничьем языке это называется «уход от излишнего администрирования», а по-русски - сбрасывание ответ­ственности. Былые обязанности государства стали называть услугами - почувствуйте разницу! 

Более того, физическим и юридическим лицам, которые раньше могли лишь содей­ствовать гос­органам, закон «О противодействии терроризму» в 2013 г. вменил в обязанность (!) «предупреждать терроризм, бороться с терроризмом и минимизировать последствия проявлений терроризма». Не закрыл своим телом бомбу - значит, уже пособник?

Но это теперь, а в январе 2011-го за обеспечение без­опасности и досмотр пассажиров отвечали всё-таки правоохранительные органы. За что же четверо человек ждут суда, причём двое - под стражей? Чем объяснить столь беспримерное упорство Следственного комитета в отношении владельца аэропорта Дмитрия Каменщика? «Предугадать террористический акт - довольно-таки сложный процесс, - объясняет Юрий Торшин, ветеран группы «Альфа». - Это огромная работа спецслужб». А израильские спецы вообще говорят, что террориста-одиночку вычислить практически невозможно. К слову, система антитеррористической защиты всегда базируется на информации (данных разведки, контрразведки, утечках из криминальной среды) и эффективности национальных подразделений по борьбе с терроризмом. Поэтому в определении, которое даёт Международная организация гражданской авиации (ИКАО), АНВ и теракты - несколько разные вещи.

Если выжили - уголовное дело

С 2007 г. ещё никого не привлекли за «непредотвращение» - даже после терактов в московском метро в 2010 г. и на железнодорожном вокзале Волгограда в 2013-м. Хотя право работает так, что ответственность наступает за совершение акта незаконного вмешательства или его подготовку. Неисполнение этих требований грозит уголовной ответственностью с лишением свободы.

«Таким образом, если происходит акт незаконного вмешательства, то он сам по себе неизбежно становится поводом для уголовного преследования сотрудников аэропорта (если им посчастливилось выжить)», - разъясняет правительству Владислав Гриб, председатель Российской национальной ассоциации авиапассажиров (копия документа имеется в распоряжении редакции). Он обеспокоен тем, что в новых требованиях, которые сейчас разрабатываются Минтрансом, сохраняются все недостатки предыдущих.

Аэропорты и авиакомпании тоже настойчиво просят правительство конкретизировать формулировки и поправить законодательство в сторону здравого смысла - пишут письма, участвуют в совещаниях. Их поддержало Минэкономики, усмотрев в ситуации признаки воспрепятствования предпринимательской деятельности. Но формулировки документов пока не изменились. 

«Терроризм - это всё-таки феномен, направленный против государства, а не аэропорта. Он зарождается и формируется не в зале ожидания и даже не на привокзальной площади - далеко за пределами транспортной инфраструктуры, - считает Олег Пантелеев. - Но САБы (службы авиационной безопасности) не занимаются оперативной работой. Без сотрудников правоохранительных органов не обойтись». 

Тем не менее единственное дело «за непредотвращение» возбуждено задним числом против собственника и сотрудников аэропорта, хотя по закону ответственность тогда лежала на государственных органах.  

Где государство? 

Безопасностью авиаперевозок в мире озаботились в 60-е. Приняли несколько конвенций. ИКАО на основании Монреальской выпустила Руководство по авиационной безопасности, где основные задачи возложены на право­охранительные органы. Ну а реализуются они по двум моделям: централизованной - когда государство сохраняет за собой главную ответственность, и децентрализованной - когда оно действует только как орган контроля и надзора, а администрации аэропортов выполняют установленные требования. Из 26 стран, где полёты происходят интенсивно, вторая модель принята только в 6. В остальных  всё на государстве. В Испании безопасность обеспечивает Гражданская гвардия. В жандармерии Франции ещё с 1950-х есть отдельный департамент. В США после терактов 11 сентября 2001 г. в составе Министер­ства внутренней безопасности появилась Администрация транспортной безопасности. По сути это наша милиция на транспорте - в том виде, от которого мы отказались. 

Почему же мы перекладываем ответственность с государства на частные структуры? Конечно, аэропорт обязан иметь систему защиты, однако сама по себе борьба с терроризмом - точно не его функция! А возлагать ответственность за совершённый теракт на соб­ственников воздушной гавани, как это происходит сейчас с Дмитрием Каменщиком и его сотрудниками, - за гранью здравого смысла. Прокуратура не единожды указывала на это Следственному комитету, но «дело Каменщика» так и не прекращают. Более того, людям, которые все годы после теракта никуда не скрывались и сотрудничали со следствием, теперь ограничивают свободу в СИЗО или под домашним арестом. Может, правоохранителям прекратить искать «стрелочников», а законодателям начать серьёзно подходить к вопросам безопасности?

Справка

За теракт ответит собственник? 

В «непредотвращении» теракта, произошедшего 24 января 2011 г. в аэропорту «Домодедово», Следственный комитет РФ обвиняет владельца аэропорта Дмитрия Каменщика и троих руководителей аэропорта «Домодедово» - Светлану Тришину, Вячеслава Некрасова и Андрея Данилова. Последние двое заключены под стражу. А С. Тришиной, матери двух малолетних детей, содержание под стражей отменили только после того, как президент страны отреагировал на обращение к нему бизнес-омбудсмена. 

Между тем взрыв прогремел тогда, когда «усовершенст­вовать» законодательство ещё не успели, а значит, отвечать должны правоохранительные органы. Сразу после теракта СК возбуждал уголовное дело за неисполнение требований по обеспечению транспортной без­опасности, но затем прекратил его за отсутствием состава преступления. Однако уже в апреле 2015 г. возбудили ещё одно дело. 
Генпрокуратура считает незаконными обвинения следователей и настойчиво требует от СК РФ освободить обвиняемых. Но там игнорируют требования органа, осуществляющего согласно закону надзор за соблюдением законодательства... 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что изменится в ЕГЭ в 2020 году?
  2. Что известно о фильме «Матрица 4»?
  3. Кто такая Александра Назарова?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ