Примерное время чтения: 8 минут
16272

Дело не в гипнозе. Генерал Филиппов: «Мошенники слишком много о нас знают»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. В результате упорного Сигма боя 12/02/2025
Замначальника Следственного департамента МВД РФ генерал-майор юстиции Данил Филиппов.
Замначальника Следственного департамента МВД РФ генерал-майор юстиции Данил Филиппов. ГУ МВД России

От «ваш сын попал в ДТП» до «надо вывести средства на безопасный счёт» — за минувшие десять лет кибермошенники серьёзно усовершенствовали свой арсенал. В минувшем году к воровству добавилась новая напасть: жулики стали заставлять своих жертв совершать теракты.

Волна поджогов прокатилась по всей стране. На удочку «украинских колл-центров» попались люди самого разного возраста и положения. Замначальника Следственного департамента МВД РФ генерал-майор юстиции Данил Филиппов рассказал aif.ru как преступники ловят жертв в свои сети, кто попадается в их ловушки и миллионах россиян, участвующих в противоправной деятельности.

Лариса Долина отдала «сотрудникам ФСБ» 180 млн руб. 2 Павел Деревянко дал в долг «знакомому» 300 тыс. руб. 3 Артём Ткаченко сделал псевдоинвестиции на 6 млн руб. 4 Юрий Лоза купился на фейковое объявление – минус 11 тыс. руб. 5 Дана Борисова отдала данные банковской карты – увели 240 тыс. руб.
1. Лариса Долина отдала «сотрудникам ФСБ» 180 млн руб. 2. Павел Деревянко дал в долг «знакомому» 300 тыс. руб. 3. Артём Ткаченко сделал псевдоинвестиции на 6 млн руб. 4. Юрий Лоза купился на фейковое объявление – минус 11 тыс. руб. 5. Дана Борисова отдала данные банковской карты – увели 240 тыс. руб. Фото: Коллаж АиФ

О гипнозе

Некоторые жертвы киберпреступников рассказывают, что совершить то или иное преступление жулики их заставили, загипнотизировав. На самом деле, их методы с гипнозом не связаны, по телефону он невозможен. Злоумышленники заставляют жертву испытывать страх, панику. Давят на чувство вины или долга, жадности. Добавляем к этому отсутствие знаний о работе силовых структур и получаем возможность заставить выполнить всё, чего хотят «сотрудники колл-центра».

Чтобы уйти от ответственности, преступники не воруют там, где живут: колл-центр расположен в одной стране, жертвы обитают в другой. Это — общемировая тенденция.

Преступники пользуются возросшим уровнем доверия населения к правоохранительным органам, поэтому и звонят от имени их представителей. Необходимо чётко знать, что МВД и ФСБ никогда по телефону не предлагают принять участие в операциях по задержанию преступников, банки никогда не интересуются счетами клиентов и не предлагают переводить деньги на «безопасные» счета и тем более не выясняют коды и пароли для управления счетами.

О заграничных колл-центрах

Чтобы уйти от ответственности, преступники не воруют там, где живут: колл-центр расположен в одной стране, жертвы обитают в другой. Это — общемировая тенденция.

В условиях СВО поймать зарубежных жуликов нам затруднительно, так как большинство западных стран не общается с нами по правоохранительной теме. Где воруют российские мошенниками за пределами России не могу ответить по тем же причинам.

По оценкам экспертов, в преступную деятельность 
по обналичиванию похищенных финансов вовлечено более 2 млн человек.

Почему взаимодействие между странами в этом вопросе очень важно показывает простой пример. В прошлом году мы создали совместную с Белоруссией следственно-оперативную группу. Они у себя выявили колл-центр, «сотрудники» которого обманывали россиян. Мы здесь допрашиваем потерпевших, наши белорусские коллеги у себя привлекают преступников к ответственности.

Мы ловим людей, обслуживающих криминальные схемы у нас в стране. Это — курьеры и дропы.

О дропах и курьерах

Задача любой страны сделать всё, чтобы эти преступления были невозможны на территории государства. Дропы – это именно та уязвимая часть, на которую мы должны воздействовать, чтобы сделать невозможным вывод денег из России.

Они предоставляют данные своих банковских карт третьим лицам. Эти третьи лица собирают деньги по заданию заграничных жуликов у потерпевших и переводят их туда, куда им сказали. По оценкам экспертов, в преступную деятельность 
по обналичиванию похищенных финансов вовлечено более 2 млн человек.

Самая серьезная угроза – подмена голоса руководителя. С развитием технологий 5G качество дипфейков будет только улучшаться.

Кроме того, преступники начали использовать и новый способ вывода средств. Раньше это всё онлайн происходило, а теперь, когда банки стали более бдительны, жулики перешли на курьерскую схему. Начиная с декабря и по текущий момент у нас такой тренд: приходят какие-то незнакомые люди, некие курьеры, и люди отдают им наличными все денежные средства, которые у них есть. Далее на эти деньги покупается «крипта», которая уходит за рубеж.

О дипфейках

Технология дипфейков (реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей. – прим. ред.) становится серьёзной угрозой. По данным из открытых источников, 21% компаний пострадали от мошенничества с применением этого инструмента. Самая серьезная угроза – подмена голоса руководителя. С развитием технологий 5G качество дипфейков будет только улучшаться. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предлагающий ввести в ряд статей УК РФ дополнительный квалифицирующий признак – совершение преступления 
с использованием дипфейка.

Сегодня при получении мошеннических звонков станет самым надежным положить трубку и перезвонить своему руководителю, родственнику или знакомому, которому срочно понадобилась финансовая поддержка или конфиденциальная информация. Самым надежным станет обычный телефонный звонок, а не связь через мессенджер.

Обзвонщики общаются с жертвой по определённому базовому сценарию. Как только какой-то из них теряет эффективность, разрабатывается новая методика воздействия на человека.

Как преступники разводят жертв

Методы обмана потерпевших мы называем сценарии. Самый популярный — звонки от имени правоохранителей или представителей ЦБ РФ, предлагающих перевести деньги на «безопасный счёт». Широко распространены звонки от представителей малых групп — Fake Boss. Жулики звонят от имени сотрудников вузов или каких-то организаций, вводят в заблуждение и собирают денежные средства предлагая, например, скинуться на подарок на день рождения начальника.

Не теряет актуальности фишинг, когда пользователи идут по поддельным ссылкам на зеркальные сайты организаций и оставляют там данные своих банковских карт. Очень серьёзное направление — псевдоинвестиции. Потерпевшим предлагают заняться криптотрейдингом, они вкладывают средства, а по итогу там кроме сайта с оболочкой «биржи» ничего нет. Давлению подвергаются Госуслуги. Преступники связываются с жертвой, выманивают у неё смс-код от портала, меняют права доступа к аккаунту и оформляют кредиты. Наконец, рассылка вредоносных программ, позволяющих злоумышленникам получить полный доступ к мобильному устройству. Это — только основные сценарии, всего их около полутора сотен.

Как действуют колл-центры

Обзвонщики общаются с жертвой по определённому базовому сценарию. Как только какой-то из них теряет эффективность, разрабатывается новая методика воздействия на человека. В основе всех историй — утечки информации. Это данные, которые воруют хакеры, и люди сами выкладывают в соцсетях. Залог успеха преступников в том, что они много о нас знают.

Сложился стереотип, что чаще всего от киберпреступников страдают люди пенсионного и предпенсионного возраста, однако это не так.

Человек звонит в свою управляющую компанию и говорит: мне нужно заменить трубу. В течение дня таких заявок поступает много, и администратор формирует из них пул, а потом продаёт в даркнете, там есть большой криминальный рынок покупок этих утечек. Чем он свежее — тем больше шансов обмануть человека. И вот уже на следующий день подавшему заявку на замену трубы начинают звонить жулики: вы подавали такую заявку? Дальше всё уже зависит от уровня эрудированности самого мошенника и уровня образованности и адекватности самого человека. Если он трубу хотел поменять, зачем его сообщать какие-то банковские данные? Но и на такие уловки попадаются, называют то, что называть нельзя.

Кто чаще становится жертвой

Сложился стереотип, что чаще всего от киберпреступников страдают люди пенсионного и предпенсионного возраста, однако это не так. В прошлом году жертвами «сотрудников колл-центров» стало 344 тыс. человек, пенсионеров из них — 23,9%.

Чаще всего на уловки мошенников попадают лица в возрасте 
от 25 до 44 лет. Это — молодые, активные люди, пользующиеся различными мессенджерами, маркетплейсами, системами электронных расчетов. Они активные пользователи социальных сетей, где оставляют много личных данных, что делает их уязвимыми для злоумышленников. Чаще других страдают жители городов с большой плотностью населения и развитой экономикой: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край.

Кстати

Киберпреступность – глобальная проблема, которая наблюдается во всех без исключения странах мира. Только в 2023 году Интерпол арестовал 3500 человек и 300 млн долларов в 34 странах. В США в 2022 году сумма похищенных денежных средств составила более 39,5 млрд долларов (или свыше 3 трлн рублей), в Китае – только сумма возмещенных гражданам потерь составила – 99,1 млрд юаней (1 трлн рублей).

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Самое интересное в соцсетях
По России на это в квартирах введут запрет: на что?
Пенсии теперь будут рассчитываться по-другому: с 2025 года!
Стало известно чем закончился 8 выпуск шоу «Один в один».
Во Владивостоке пропавшее дитя нашли у незнакомки: не отдам
Преступник-футболист сидящий пожизненно хотел убить себя