Что такое самолет «судного дня»?
В России воздушные пункты управления войсками (их также называют самолетами «судного дня») хотят перенести с Ил-80 на Ил-96-400М. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в самолетостроительной отрасли. По словам собеседника агентства, это должно увеличить время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и зону охвата управления войсками.
Ил-96-400М — это четырехдвигательный самолет, с 2016 года разрабатываемый Объединенной авиастроительной корпорацией. Он представляет собой модернизированную версию Ил-96-300 — последнего созданного в СССР дальнемагистрального лайнера.
Какие воздушные суда называют самолетами «судного дня»?
Воздушные командные пункты еще называют самолетами «судного дня» или «конца света». Они получили такое название в начале семидесятых годов в США.
Самолеты «судного дня» предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай ядерной войны, в случае если наземные структуры управления будут разрушены либо повреждены. Такие самолеты могут находиться в полете целую неделю при условии дозаправки в воздухе, а оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. На вооружении США состоят четыре самолета «судного дня».
Речь идет о самолетах E-4B «Nightwatch», известных как NEACP (National Emergency Airborne Command Post) и NAOC (National Airborne Operations Center), разработанных на базе лайнеров Boeing 747. Они предназначаются для высшего политического и военного руководства США: президента, министра обороны и других ключевых лиц. Самолеты состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска.
Один из четырех таких лайнеров всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Самолет «судного дня» сопровождает главу государства во время зарубежных поездок. В случае если президент или глава Пентагона погибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.
Что известно о самолетах «судного дня» в России?
Аналог американского E-4B в России — это Ил-80, разработанный на основе пассажирских Ил-86. По данным из открытых источников, воздушный командный пункт был разработан в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина. Он совершил первый полет 29 мая 1985 года, а с полностью укомплектованный оборудованием — 5 марта 1987 года. В 1992 году самолет приняли на вооружение.
Воздушное судно предназначено для эвакуации высшего военного руководства страны в случае военной угрозы, в том числе и ядерной. Самолет может использоваться для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи и быстро меняющейся оперативной обстановки. Он оборудован средствам связи, системами жизнеобеспечения и мощной энергоустановкой, может работать автономного. В состав экипажа входят операторы систем и офицеры боевого управления.
В декабре 2015 года Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех») объявила о создании воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения на базе самолета Ил-80. Тогда заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков отмечал, что новое поколение российских воздушных командных пунктов отличается повышенной функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением. С его помощью можно осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.