Примерное время чтения: 8 минут
4672

Быстро и нагло. Эксперты раскрыли, почему мошенники обманывают пенсионеров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Жизнь шла наперекор всему 24/01/2024

В лихие 90-е у граждан выманивали деньги гадалки. Затем по домам ходили представители разных фирм, предлагающие свои услуги по сильно завышенным ценам. Теперь аферисты предпочитают орудовать виртуально. Эксперты aif.ru объяснили, почему часто жертвами становятся пенсионеры и при каких условиях можно вернуть украденные деньги.

Отдают миллионы

Чтобы оставить человека без всех денег, порой достаточно телефонного звонка. Преступники работают по разным схемам: «ваш родственник попал в ДТП», «вы финансируете ВСУ», «вам нужно помочь в раскрытии преступной схемы», «ваши деньги кто-то пытается снять»... Изобретательности и наглости кибермошенников можно порой только позавидовать.

В Москве 83-летний мужчина получил на электронную почту заманчивое предложение о выгодных инвестициях. Он перешел на указанный сайт и оставил свои личные данные. А дальше пенсионера взял в оборот некий «инвестиционный агент». Аферист предложил внести 12 тыс. руб. для начала накоплений и дал ссылку на некую интернет-платформу. Вскоре пенсионер увидел, что на его счету якобы прибавилось 123 доллара США. Поверив в быстрый доход, он втянулся в игру и увидел, что счет пополнился на $1,2 тыс. Правда, забрать «заработанное» система не давала. Но куратор объяснил, что это можно сделать, переведя свои деньги на счета других людей. Пенсионер последовал совету и перевел 3,8 млн руб. Только через 20 совершенных переводов мужчина понял, что его обманули.

В Озерске Челябинской области женщина 66 лет осталась без 4,5 млн руб. и жилья. Ее убедили, что она участвует в операции по поимке мошенников. По телефону незнакомец рассказал, что является силовиком и работает над раскрытием дела о мошенничестве с участием должностных лиц. Женщину заверили, что все действия в рамках операции будут ненастоящими, а участвующие в ней люди — актерами. Шаг за шагом потерпевшая сначала перевела преступникам 1,5 млн руб., а потом продала свою квартиру за 2,8 млн руб. Деньги, конечно, тоже ушли на чужие счета. В один прекрасный день к пенсионерке в дом постучались новые собственники ее квартиры, а банк начал требовать внесения платежей по кредиту.

В Санкт-Петербурге 71-летнюю женщину разорили на 10 млн руб. Ей на телефон пришло ложное сообщение от лица директора театра, в котором она работает. Нужно было «оказать помощь» в проверке театра на предмет мошеннических действий. Затем горожанке звонили якобы из ФСБ и ЦБ РФ, рассказывали, что на женщину оформили кредит на 800 тыс. руб. и нужно срочно взять новый, чтобы злоумышленникам не одобрили второй заем. Женщина послушно выполняла все требования, влезла еще в несколько кредитов. Тогда аферисты убедили ее продать квартиру, переведя все деньги на «безопасные» счета. Ни денег, ни квартиры она потом не увидела.

В Нижневартовске югорчанина обманули, представившись сотрудниками портала Госуслуг. По телефону ему сказали, что преступники получили доступ к его банковским счетам. Затем позвонил «сотрудник банка» и убедил снять наличку, а затем перевести на «безопасный счет». Пенсионер поверил звонившим и перевел им 240 тыс. руб., ведь ему пообещали, что вернут деньги после специальной проверки.

Откуда деньги?

Судя по полицейским сводкам, аферистам удается выманивать у пожилых людей впечатляющие суммы. Речь идет не о сотнях тысяч, а о миллионах рублей. Иногда пенсионеры под давлением преступников оформляют кредиты и пересылают деньги на неизвестные счета, а заодно добираются до «заначки» на черный день.

«У людей старшего возраста склонность к сбережениям гораздо выше, чем у других категорий. Хотя лучше начинать копить задолго до наступления пенсии, — говорит председатель комитета “Опоры России” по финансовым рынкам Павел Самиев. — В основном они хранят деньги на счетах и депозитах. Это более понятные для пожилых людей способы уберечь накопленное и попытаться защитить их от инфляции. А на “черный день” они могут откладывать не только с пенсий, но и с продажи машины, квартиры, дачи. Обычно полученные деньги не направляются на покупку другого имущества, а отправляются в банк».

Еще один способ накопить на старость — подработка на пенсии. Человек может получать выплаты по старости, которые будут индексироваться каждый год, и одновременно трудиться в статусе самозанятого. Так что неудивительно, что, например, у пожилой учительницы благодаря репетиторству или сдаче комнаты в аренду могут появиться солидные сбережения.

Экономист Самиев уверен: стереотип о том, что пенсионер не имеет за душой финансовой подушки безопасности, давно остался в прошлом.

«Это было справедливо для 90-х годов, когда у вышедших на пенсию людей, действительно, не было накоплений, а пенсия была маленькой, — добавляет он. — Но мы уже ушли от того времени: пенсионеры создают свой бизнес, организуют для себя доход разного характера. Они могут не вести активную деятельность и при этом быть рантье».

Как защитить родственника от мошенников?

Оставлять пенсионера без телефонной связи и интернета, а также удалять мобильные приложения банков — спорная идея. Но некоторые меры все-таки можно предпринять:

  • завести отдельную банковскую карту для интернет-покупок и привязать ее к отдельному номеру телефона (исходящие СМС лучше заблокировать);
  • стереть с обратной стороны карты трехзначный код (без него онлайн-сделки не пройдут);
  • установить ограничение на снятие определенных сумм.

Так как мошенники действуют не только по телефону, но и приходят в дом, можно предложить пожилому родственнику хранить паспорт и накопленные наличные в сейфе. Код пенсионеру лучше не сообщать.

Что делать, если человек уже «на крючке»?

Хотя схемы мошенников повторяются с разными вариациями, люди все равно им верят. Социальный психолог Алексей Рощин объясняет: с одной стороны, пожилой человек ощущает себя беззащитным и одиноким, и мошенники активно эксплуатируют это чувство. А с другой, в жертве преступников все-таки живет некая мечта о чуде и потребность в защите. Поэтому в незнакомцах человек часто видит некоего друга.

Родственники могут заподозрить неладное, если пенсионер стал реже выходить на контакт или изменил свои привычки и типичные сценарии поведения. Психологи уверяют: увещевания почти бесполезны. Если очевидно, что пожилой человек уже общается с преступниками, нужно физически разорвать контакт. Самое простое — забрать телефонную трубку.

«После этого возьмите паузу, подарите ему заботу и любовь. Скажите, что вы вместе и обязательно со всем разберетесь. Ни в коем случае не ругайте и не вините его: он и так дезориентирован, напуган. Тем более, что вина родственников в том, что пожилой человек больше верит чужакам, чем своей семье, тоже есть. Ну а затем можно предложить позвонить в банк или полицию, чтобы убедиться в преступном замысле незнакомцев», — говорит Алексей Рощин.

Есть ли шанс вернуть деньги?

Поймать за руку мошенников, особенно если они работают по телефону или онлайн, сложно. Вернуть похищенные ими деньги еще сложнее. Люди, которые продали свое жилье и отправили деньги мошенникам, пытаются потом оспорить сделку в суде. Это удается не всегда, тем более, что новый покупатель — это все-таки добросовестный приобретатель, и ему нужно вернуть деньги за квартиру. А где взять очередную крупную сумму пенсионеру, которого ограбили и затянули в кредиты?

Вернут украденное или нет, зависит от результата расследования. При этом клиент должен сразу оповестить банк о краже денег со счета, а также соблюдать правила безопасности — не сообщать мошенникам данные карты. Но поскольку люди добровольно разглашают ПИН-коды, они сводят к нулю шансы на возврат. Полиция может отказать в возбуждении уголовного дела, и тогда справедливости придется искать в суде.

И все же в законе появляются изменения, которые призваны защитить пожилых людей от мошенников. С 25 июля 2024 года банки будут обязаны возвращать похищенные средства в течение 30 дней. Правда, не всем.

«Теперь законодательно закреплена ответственность банков, — говорит юрист Вячеслав Курилин. — Они обязаны компенсировать человеку потери, если банк перевел деньги гражданина на счет, который поименован в базе Центробанка РФ как мошеннический. Второй случай — если банк не уведомил клиента о переводе, хотя человек на него не соглашался. И третья ситуация — если человек теряет банковскую карту, сообщает об этом банку, а тот все равно совершает перевод».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах