Тот обмен в Вене стал завершающим этапом многолетней операции ФБР по раскрытию сети разведчиков-нелегалов. Их сдал спецслужбам США сотрудник СВР полковник Александр Потеев, который возглавлял 4-й (американский) отдел Управления нелегальной разведки. Сам он успел сбежать в США.
Чапман как бренд
Многие раскрытые нелегалы оказались на территории США десятки лет назад, некоторые – ещё во времена СССР. Но были среди них и сотрудники помоложе. Например, Анна Чапман. Она после магистратуры Университета дружбы народов жила в Лондоне, вышла замуж за Алекса Чапмана, сына английского бизнесмена. В 2006-м после развода вернулась в Россию и занялась бизнесом. В США девушка приехала только в феврале 2010-го, чтобы «продвигать свой американский проект по поиску сдаваемого в аренду жилья». Но уже в июне её арестовали.
После возвращения на родину самую знаменитую из высланных разведчиков приняли на должность советника по инвестициям и инновациям президента Фондсервисбанка, где она проработала до 2015 г. Параллельно Анна работает на РЕН ТВ, пару лет была главным редактором журнала Venture Business News. А ещё «русская шпионка» запустила бренд одежды «Анна Чапман», открыв небольшую сеть бутиков. В 2017-м, правда, эта сеть была продана – без права использования имени Чапман. Существует её фонд поддержки молодых учёных. СМИ написали, что Чапман родила сына, но сама Анна это не комментирует.
Ещё один молодой нелегал – Михаил Семенко. Родился в Благовещенске, окончил Амурский госуниверситет, год учился в Харбинском технологическом институте, магистратуру окончил в США, в Университете Сетон Холл. Свободно говорит на английском, китайском и испанском. В 2009–2010 гг. работал в турагентстве в Арлингтоне, помогал китайским и испаноязычным путешественникам. ФБР впервые заметило его за несколько недель до ареста, когда он в ресторане открыл ноутбук и якобы стал отправлять зашифрованные сообщения в один из автомобилей с российскими дипномерами. После возвращения в Россию Михаил перестал вести свои страницы в соцсетях, хотя раньше был активным пользователем, и не афиширует нынешнее место работы. Есть предположение, что он продолжает службу.
Соблазняла спонсора демократов
Герою Советского Союза Михаилу Васенкову было уже 65 лет, когда его вместе со всеми обменяли в Вене. При допросе ему сломали три ребра и ногу, с этими травмами он и прилетел в Россию. Под именем уругвайца Хуана Ласаро Васенков выехал в Испанию ещё в 70-е. Оттуда перебрался в Чили, где начал карьеру модного фотографа. Михаил объездил всю Латинскую Америку, заводил знакомства среди предпринимателей и политиков. В 1980-е женился на перуанской журналистке Вики Пелаэс, вместе они уехали в США. В Штатах Васенков завёл знакомства с высокопоставленными функционерами Демпартии. Однажды ему удалось добыть расписание зарубежных поездок президента США на несколько лет вперёд. В 1990 г. Васенкову дали звание Героя. За время работы за границей он получил три высших образования и учёную степень в политологии. А вот русский язык, говорят, почти забыл. Писали, что незадолго до ареста в США Михаил получил на родине генеральское звание.
Вики тоже обвинили в шпионаже и выслали в Россию. Но позже выяснилось, что Пелаэс понятия не имела о том, что её муж русский нелегал. Официально супруги сейчас в разводе. Вики Пелаэс вернулась в Перу, продолжает работать журналистом, иногда пишет для российских СМИ. Где сейчас живёт Михаил Васенков, неизвестно. Но сразу после приезда в Россию он заявил, что не планирует долго оставаться на исторической родине и уедет за границу.
Лидия Гурьева, она же Синтия Мерфи, жила в Нью-Джерси с мужем Владимиром Гурьевым, которого там знали как Ричарда Мерфи. Лидия была вице-президентом компании Morea Financial Services в Нью-Йорке. В 2012 г. в документальном сериале ВВС о шпионах замглавы контрразведки ФБР Фрэнк Фильюцци рассказал, что Гурьева очень близко подошла к высшему эшелону американской власти. Она занималась финансовым планированием для Алана Патрикофа – одного из ведущих спонсоров Демпартии, отвечавшего в 2008 г. за денежное обеспечение президентской кампании Хиллари Клинтон.
Её супруг Владимир, по данным американских спецслужб, работал с русскими нелегалами. Якобы в обязанности пары входил сбор информации о политике США в Афганистане, ядерной программе Ирана. Пара прибыла в США ещё в середине 90-х. В 2008 г. они купили дом в пригороде Монтклэра за 481 тыс. долл. О том, чем сейчас занимаются супруги, ничего не известно. Последние публичные сведения о Гурьевых касались их судебной тяжбы: весной 2011-го они обратились в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка с просьбой вернуть им фотографии, документы и видеозаписи, содержащиеся на изъятых у них носителях.
В США остались друзья
Супруги Михаил Куцик (Майкл Цоттоли) и Наталья Переверзева (Патрисия Миллз) переехали в США в начале нулевых. Михаил всем представлялся американцем, супруга выдавала себя за канадку. Куцик работал бухгалтером в телекоммуникационной компании, продавцом автомобилей, а Переверзева занималась воспитанием сыновей. Власти США заявили, что супруги вели разведдеятельность в пользу России как минимум с 2004 г., – якобы они принимали кодированные радиосообщения. После обмена Михаил Куцик нашёл работу в «Газпроме», став замглавы управления перспективного планирования. А Наталья устроилась советником президента «Транснефти» по внешнеэкономическим вопросам.
Ещё одна пара высланных нелегалов – Андрей Безруков (Дональд Говард Хэтфилд) и Елена Вавилова (Трейси Ли Энн Фоли) – провела на чужбине 20 лет. Безруков получил степень магистра в Гарвардском университете. По легенде, Хэтфилд был сыном канадского дипломата. Занимал должность гендиректора консалтинговой компании из Кембриджа. Елена работала в риелторском агентстве. В Кембридж пара переехала в 1999 г. из Канады. До сих пор дома они частенько разговаривают между собой на английском, стараются не забыть французский. Многие уверены, что знаменитый сериал про шпионов «Американцы» снят как раз про семью Безрукова и Вавиловой. Что интересно, они дважды женаты: первый раз расписывались в СССР, второй – в Канаде. После всей этой шумихи им даже удалось сохранить нормальные отношения с некоторыми американскими друзьями из «той жизни». «Они понимают, что разведка есть у всех стран и это нормально», – говорит Елена.
После возвращения домой Безруков получил должность в «Роснефти», Вавилова – в «Норникеле». Спустя 9 лет Андрей – эксперт дискуссионного клуба «Валдай» и доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО. Полковник СВР Елена Вавилова, кроме всего прочего, – писательница. Недавно она издала книгу про женщину-разведчицу. Правда, художественную, а не документальную. «В соглашение об обмене в 2010 г. американцы включили пункт, по которому все гонорары от публикаций или экранизаций наших подлинных историй должны принадлежать американской стороне», – объясняет сегодня Елена.
На момент ареста пары их сыновьям было 16 и 20 лет. Алекс и Тим не знали, что их родители шпионы, а вся их биография выдумка. «Для них это был сложный период из-за резкой смены обстановки и переезда в Россию. Потребовалось время, – рассказывает Елена. – Мы долго беседовали с сыновьями, пытались объяснить свою позицию, почему мы сделали в молодости такой выбор, почему выполняли эту работу. И постепенно нам удалось найти общий язык». Алекс и Тим уже несколько лет борются в судах за восстановление канадского гражданства.