Бодня хорошо помнит тот день. Говорит, боли он не почувствовал. Вдруг споткнулся и упал, лицо залило кровью. Кто-то крикнул: «Сашку ранило! Быстрее сюда!».
На линии огня
Тогда на российском международном пункте пропуска «Новошахтинск» поток беженцев шёл нескончаемо. Таможенники без перерыва оформляли людей, бегущих с Украины от войны: их было раза в три больше, чем обычно. Все валились с ног от усталости, к тому же нещадно пекло солнце.
Рабочий день заканчивался, и все торопились до наступления темноты оформить пересечение границы — и беженцы, и таможенники, и пограничники. Машины с украинскими номерами заняли все автомобильные полосы и встали в пробку.
У руководителя смены таможенников, заместителя начальника поста Сергея Карпенко ёкнуло сердце: «Опять начали стрелять, а здесь словно какой-то живой муравейник». С сопредельного украинского КПП «Должанский» надвигалась канонада. Начальник караула невольно пригнулся — что-то со свистом пролетело в воздухе.
Теперь Нацгвардия начала обстрел из тяжёлой артиллерии. Около шести вечера оставаться на посту стало опасно, поэтому начальник караула отдал приказ: «Срочно эвакуироваться!».
Люди побросали машины и вещи, таможенники стали прятать беженцев в автомобильные ямы — досмотровые комплексы, других успели переправить на безопасное расстояние.
«В тот момент ангел защитил КПП, что никого не убило, ведь на посту находилось около 200 мирных жителей, плюс 15 человек таможенников и 20 пограничников. Не повезло только одному — Александру Бодне, который не думал об опасности и прикрывал собою мирных граждан, уводя их из-под линии огня», — вспоминает начальник караула Сергей Карпенко.
Ранение в висок
«Мы привыкли к тому, что стреляют с украинской стороны, но никто не мог подумать, что обстрел начнётся по российскому КПП, мирным жителям. Помню взрыв, упал, но сознание не терял», — рассказывает инспектор Ростовской таможни Александр Бодня.
Коллеги Александра — Инна Ильина, Олег Шамрин, Дмитрий Воротников, Сергей Карпенко, рискуя жизнью, подхватили раненого товарища и оттащили в безопасное место.
В новошахтинской городской больнице врач начал зашивать рану Александра, но медицинская иголка сразу упёрлась в кость, стало понятно, что перелом черепа и нужна срочная операция. Из Ростова немедленно выехали врачи-нейрохирурги, которые и прооперировали пострадавшего.
Несколько дней таможенник находился в критическом состоянии, но молодой организм выдержал последствия ранения.
«У меня супруга — врач, мама — врач, и сын, ему пока 2,5 года, надеюсь, тоже станет врачом. А я вот всегда мечтал стать таможенником», — говорит ростовчанин.
После этого ЧП всем таможенникам на границе выдали бронежилеты и каски.
Награда за мужество
Прошло ровно три месяца сложного лечения. Старший государственный инспектор ростовской таможни Александр Бодня — в парадной форме, и по его виду не скажешь, что он пережил тяжёлое ранение. Среди своих коллег он ничем не выделяется.
В Ростовском общественном собрании торжественно чествуют наиболее отличившихся жителей региона. Руководитель таможенной службы поощряет около 60 сотрудников МЧС, пограничников и таможенников за решительные действия при исполнении служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни. То есть на российско-украинском участке границы.
Александр Бодня получает правительственную награду первым. Для гражданского человека заслужить орден Мужества — это большая редкость. В современной истории российской таможни он третий, кто удостаивается равноконечного креста с закруглёнными концами.
Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов вручает ему орден Мужества, желает скорейшего выздоровления и возвращения в строй.
«Служу Российской Федерации!» — отчеканивает таможенник, поворачиваясь к собравшимся коллегам.
«Хоть сейчас готов выйти на службу, правда, чувствую себя ещё не на все 100 процентов. Немного тяжеловато, присутствует рассеянность и усталость, но в обморок не падаю», — рассказывает Александр, добавляя, что надеется на то, что всё скоро нормализуется.
Сейчас Александр Бодня проходит медицинскую реабилитацию и после выздоровления планирует снова выйти на работу.
«Саша — отзывчивый и храбрый человек, добрый, — добавляет коллега Инна Ильина, которая помогала вытащить Александра из-под обстрела. — В той ситуации он показал себя самоотверженным и ответственным мужчиной, помогал людям укрыться от снарядов. У Саши есть все лучшие человеческие качества. Горжусь тем, что работаю с ним».