Примерное время чтения: 6 минут
1956

Мирная религия. Первый в Москве буддийский храм построят на Поклонной горе

На ритуал приехали ламы из разных регионов и простые горожане.
На ритуал приехали ламы из разных регионов и простые горожане. / Марина Герасимова / Из личного архива

Возведут храм неподалёку от православной церкви, еврейской синагоги и мусульманской мечети. Это будет храм-памятник, где, в том числе, откроется экспозиция, посвящённая участникам Великой Отечественной войны из Тывы, Бурятии, Иркутской области и других регионов, принадлежащих буддийской культуре.

На самом деле первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н. э. и связаны с государством Бохай, которое в 698-926 гг. занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. А в 1741 г. эта религия уже была признана у нас официально указом императрицы Елизаветы Петровны. Спустя 23 года Екатерина II учредила пост Пандито Хамбо-ламы - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. А бурятские ламы, в свою очередь, в 1766 г. признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на земле. По данным Буддийской ассоциации России, сейчас число наших сограждан, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн человек. И вот пусть и в XXI в., но храм в Москве будет наконец-то возведён.

Духи у буддистов едят, пьют и слушают звук колокольчиков
Духи у буддистов едят, пьют и слушают звук колокольчиков. Фото: Из личного архива / Марина Герасимова

«Двигатель» строительства - местная религиозная организация «Московский буддийский центр «Три драгоценности», которая была создана и зарегистрирована в 2007 г. по инициативе группы верующих буддистов - москвичей тувинцев, увлечённых идеей создать мемориальный буддийский храм в Парке Победы.

«Наша организация взяла на себя все заботы о документальном оформлении проекта и, в дальнейшем, процессе строительства. Однако это будет храм для всех, кто в нашей стране исповедует буддизм», - рассказала «СтоЛИЧНОСТИ» Татьяна Одушпаяк, председатель Московского буддийского центра.

Значимость долгожданного события, которое произошло пасмурным октябрьским утром, трудно переоценить. На мероприятие пришло много людей - неравнодушных москвичей разных возрастов - ветеранов, студентов, молодых семейных пар. С приветственными словами на церемонии выступили начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Ерёмин, заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Константин Блаженов, первый заместитель полномочного представителя Республики Тыва в Москве Светлана Намчак, первый зампред правительства Республики Калмыкия Шамиль Ильясов, замглавы представительства Республики Бурятия при Президенте РФ Марина Гармаева, а также руководители и члены московских буддийских организаций.

Во время обряда
Во время обряда. Фото: Из личного архива / Марина Герасимова

Традиционный буддийский молебен с ритуалом освящения земли совершали сразу несколько лам - из Бурятии, Калмыкии и Тывы.

Обряд очень экзотичный с точки зрения городского обывателя. Ламы в полном облачении, сидя на ковриках, пели молитвы, а потом разбрызгивали на месте, где будет храм, воду, молоко, бросали в воздух рис и звонили в специальный колокольчик, а в конце раздавали всем присутствующим сладости.

«Освящение местности нужно для того, чтобы очистить территорию и устранить все препятствия, которые могут возникнуть при строительстве. Мы же не знаем, что находилось здесь прежде, поэтому необходимо сделать подношения всем местным божествам, которые здесь обитают. И, если мы их не видим, это не значит, что их здесь нет. А то, что в конце обряда пошёл дождь, - очень хороший знак. Всё прошло удачно», - поделился с журналистами тонкостями церемонии её участник Джигме Лама, настоятель храма Великой Победы из села Большой Царын Калмыкии.

Оказывается, духи у буддистов пьют молоко, воду, а гневные божества даже употребляют спиртные напитки. И всем нужно угодить!

«В Москве немало буддистов, и все они ходят в разные школы, но этот храм станет местом нашего объединения. Давно пора было затеять такую стройку. В Санкт-Петербурге, например, с 1913 г. работает храм «Дацан Гунзэчойнэй» (самый северный в мире буддийский храм. - Ред.). На его строительство дал добро ещё император Николай II. В нынешней российской столице есть синагоги, мечети, православные храмы, но горожане мало что знают о буддизме, который между тем является самой древней религией на Земле - учение возникло в Индии в VI-V вв. до нашей эры! А ещё это самая мирная религия. Она привлекает людей своей философией самосовершенствования, а не огнём и мечом. Сам я приехал в столицу из Тывы, и часто люди даже не знают, что это за уголок России и где именно он находится. Переспрашивают: «Из Тулы?»  Уверен, что храм-памятник с экспозицией об участниках Великой Отечественной войны - буддистах поможет нашим соотечественникам больше узнать о культурном многообразии своей же страны», - поделился своими надеждами со «СтоЛИЧНОСТЬЮ» Шыырап Омак Кызы-Оолович, аспирант кафедры этнологии исторического факультета МГУ, который пришёл на церемонию с семьёй.

Кстати, 4 ноября ламы заложат на Поклонной горе первый камень в основание храма. И после этого уже начнётся активное строительство, деньги на которое буддисты будут собирать всем миром.

 

«Надеемся, что уже к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, к 9 Мая 2015 г., здесь будет не только фундамент», - поделилась планами Татьяна Одушпаяк.

СтоЛИЧНОСТЬ №10 (59), 21 октября 2014
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах