От сторонников нынешней киевской власти иногда можно услышать, что никакого конфликта в Донбассе не было бы, если бы не вмешательство России, ведь в других регионах Украины нет вражды и противостояния.
Украина. Реалии
О том, как обстоит дело в действительности, АиФ.ru подробно пишет не первый год. Образование на русском языке сворачивается, насильственная украинизация продвигается во всех сферах жизни. Улицы и проспекты страны, ранее названные именами героев Великой Отечественной, ныне переименовываются в честь коллаборационистов и националистов.
На Западной Украине ветераны, разгромившие фашизм, доживают свой век в забвении, не имея возможности достойно отметить День Победы. Зато местные власти чествуют ветеранов дивизии СС «Галичина», предлагая молодежи равняться на этих «героев».
Но, даже если ты не участвуешь в левых политических движениях, не выступаешь открыто за улучшение отношений с Россией и мир на Донбассе, а просто тихо и мирно исповедуешь веру своих отцов, не исключено, что завтра ты превратишься в изгоя, которому предложат выбор между бегством и смертью.
В вопросах веры сегодняшняя Украина все больше начинает напоминать Европу, но не XXI века, а эпохи религиозных войн. Ярким примером тому служат события, разворачивающиеся в городе Золочеве.
Большая история маленького Золочева
Расположенный в 60 км к востоку от Львова Золочев ведет свою историю от древнерусского поселения Радече, разрушенного в XIII веке. Уцелевшие его обитатели начали строить новое жилье на дубовых сваях в болотистой местности. Делалось это для того, чтобы максимально затруднить врагам возможность продвижения к новому поселению.
Созданный русичами город вскоре оказался под властью польского короля. В XVIII веке — после первого раздела Польши — Золочев стал частью Австрийской империи.
В 1918 году город недолго пробыл под властью Западно-Украинской Народной Республики, после чего вновь вошел в состав Польши.
После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года Красная армия заняла территории Западной Украины, которые должны были войти в состав Украинской ССР в соответствии с разделением по «линии Керзона».
Но окончательное возвращения Золочева к истокам своего происхождения состоялось лишь в 1944 году, после освобождения города от трехлетней гитлеровской оккупации.
О том, что за столетия принадлежности к Польше и Австрии жители максимально оторвались от своих корней, тогда мало кто задумывался.
Вагончик вместо церкви
Распад СССР и получение Украиной независимости сильнее всего ударили по Украинской православной церкви Московского патриархата.
Принадлежавший ей храм в Золочеве был отобран раскольниками из так называемого Киевского патриархата. На тех, кто оставался верен матери-церкви, стало оказываться давление. Им настоятельно советовали либо примкнуть к Киевскому патриархату, либо покинуть город. Католики, греко-католики, раскольники Филарета могли спокойно посещать храмы в Золочеве. Прихожане УПЦ вынуждены были ездить на службы в другие города Западной Украины, где обстановка в плане веротерпимости была чуть получше.
Не так давно в Золочев был назначен молодой священник УПЦ Максим Йоенко. Батюшка, перебравшийся в город с семьей, сумел быстро заслужить доверие прихожан, которых в городе осталось несколько десятков человек.
Что-либо просить у властей даже не пытались. Вновь созданная община в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша« собирается на службы в передвижном вагончике, находящемся на территории участка, где стоит дом отца Максима.
Этот самый вагончик вызвал настоящую ярость у местных властей. Городской голова Золочева Игорь Грынькив объявил, что представители УПЦ пытаются нелегально построить в городе церковь, и для недопущения этого призвал всех отправиться в... Хочется сказать — в «крестовый поход», однако, пожалуй, слишком много чести. Более всего толпа, явившаяся к дому отца Максима, была похожа на обыкновенных погромщиков.
«Этот молоток передает мое настроение»
Официально мероприятие было названо «вече». Его участники несли флаги УПА (запрещенная на территории РФ организация), а градоначальник явился с кувалдой.
«Этот молоток передает мое настроение. У меня есть огромное желание взять этот молоток и грохнуть по этому забору, — цитирует слова Грынькива украинский портал „Подробности“. — Если они не снесут этот забор по доброй воле, то правоохранители не убедят нас его не сносить, потому что этот забор построен незаконно. Мы можем обращаться в суд и отстаивать свои права там, но мы — золочевская община, и несколько чужаков здесь нам не будут делать погоды... Почему вы, неместные, приехали сюда и именно в Золочеве выбрали себе место для проживания?»
Но, пожалуй, лучшую фразу произнесла одна из активисток, явившаяся с мэром: «Вы приехали, как те черномазые, неизвестно откуда! Вы бы стыд имели». Наверное, если бы живущие в Золочеве прихожане УПЦ были бы чернокожими, они могли бы на что-то надеяться: в рамках современных тенденций угнетения людей с черным цветом кожи международные правозащитники бы не потерпели.
Более того, Грынькив инициировал обращение к депутатам Верховной рады Украины с предложением Украинской православной церкви Московского патриархата.
«Собрали вече. А почему не сходку? Или, может, стрелку?»
Сам отец Максим Йоенко не потерял присутствия духа. В интервью потралу Союза православных журналистов он сказал: «Честно говоря, наши прихожане рады, что все прошло относительно мирно. Верующие спокойны, хотя участники вече некоторым угрожали, говоря, что знают, где они работают. Мы благодарны Богу, что все прошло спокойно, а полиция исполняла свои законные обязанности».
Глава юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов на своей странице в Facebooк заметил, что греко-католикам в Золочеве выделены три земельных участка, новоявленной Православной церкви Украины — два, католикам — один. И в это же время священника УПЦ пытаются лишить жилья, которое принадлежит ему по закону.
«На территории домовладения, кроме ремонта в комнатах, никаких работ не проводится, — заметил Бахов. — Вопрос! На основании чего городской голова решил, что строится церковь? Ведь на территории домовладения даже отсутствует строительная техника, не роют траншеи под фундамент и не заливают бетон. Отсутствует любое доказательство того, что проводится строительство церкви. Оказывается, они предположили, что на этом земельном участке, вероятно, могут построить церковь. Вы знаете, там можно построить и магазин, и парковку, и заправку, там можно многое построить, как вы об этом не догадались? Забор не так стоит! На частном земельном участке стоит вагончик. Знаете, что собственник на своем земельном участке может поставить хоть 10 вагончиков?»
Глава юридического отдела УПЦ достаточно резко прокомментировал «вече» в Золочеве: «Собрали вече. А почему не сходку? Или, может, стрелку? Такой формы организации собрания территориальной общины, как вече, законодательством не предусмотрено, поэтому любые решения, принятые на таких собраниях, не только не имеют юридической силы, но и являются незаконными... Запретили деятельность религиозной общины УПЦ, серьезно? А может, вы еще объявите войну Польше?»
«Руками власти насаждается средневековое варварство»
Митрополит Львовский и Галицкий Филарет в связи с происшедшим обратился к главе Львовской областной госадминистрации Максиму Козицкому.
«Обидно видеть, что в регионе, где исповедуют права человека и европейские ценности и традиции, руками власти насаждается средневековое варварство, — заявил митрополит. — Ведь согласно Конституции Украины, церковь и религиозные организации отделены от государства, а органы власти обязаны обеспечивать равное право на свободу вероисповедания для всех людей независимо от религиозной принадлежности... Учитывая вышесказанное, прошу Вас повлиять на процесс разжигания религиозной вражды и нарушения права на свободу вероисповедания верующих религиозной общины УПЦ и обеспечить им равные права!»
Интересно, что накануне в Золочевском районе был глава ПЦУ митрополит Епифаний. Отслужив литургию в местном мужском монастыре, Епифаний пообщался с представителями властей. Несмотря на противоречия между церквями, митрополиту полагалось бы защитить братьев по христианской вере от несправедливых гонений. Но, если ты не пастырь душ человеческих, а охотник за выгодой, конечно, ждать подобных шагов не приходится.
«Обидно, что это произошло в Золочеве, ведь у нас нет радикально настроенных активистов»
С «мастером кувалды» Игорем Гринькивом, который еще не так давно именовал себя Игорем Гриньковым, два года назад уже происходил один примечательный инцидент.
Тогда в Золочеве был разрушен бюст Александра Сергеевича Пушкина. Мэр охарактеризовал происшедшее как акт вандализма, но тут же на своей странице в соцсети заявил, что никакой политики за этим нет: «Обидно, что это произошло в Золочеве, ведь у нас нет радикально настроенных активистов». Чуть позже полиция Золочева и вовсе объявила, что никаких вандалов не было: бюст русскому поэту якобы просто «сдуло ветром».
За прошедшие пару лет обстановка в городе значительно ухудшилась. Если раньше градоначальник отвергал наличие радикалов в Золочеве, то теперь он сам является к священнику с кувалдой, требуя от него убраться из города.
С таких вот визитов нередко начинаются самые настоящие кровавые погромы. Есть ли на Украине хоть кто-то, кто готов осадить мэра Золочева и ему подобных раньше, чем случится непоправимое?