Что такое анафема?
В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого является анафематствование. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми ересями, произносятся постановления семи Вселенских соборов, а также провозглашаются анафемы.
Что значит слово «анафема»?
В православной энциклопедии слово «анафема» трактуется как отлучение христианина от общения с верными и святых таинств. На протяжении веков такие действия применялись в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения, а также за измену православию.
Слово «анафема» греческого происхождения. Древнегреческое слово τό ἀνάθεμα (anathema) образовано от глагола ἀνατίθημι (anatithemi), который значит «класть сверху», «выставлять», «откладывать», «отсрочивать». В церковном контексте «анафема» означает «выставление», «отделение», «вынесение в сторону», т. е. за ограду церкви.
Объявляя кому-то анафему, церковь тем самым открыто свидетельствует, что человек своим мировоззрением и поступками признал, что не имеет никакого отношения к Церкви Христовой. В греческом переводе Библии термин использовали как «нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное уничтожению» (Числ 21. 2-3; Лев 27. 28 и сл.; Втор 7. 26; 13. 15 (16), 17; 20. 17; Нав 6. 17 сл.; 7. 11 сл.; Зах 14. 11; и др.). Анафема в буквальном смысле слова стала обозначать полное лишение церковного общения, а не временное, как епитимья.
В отличие от отлучения (ἀφορισμός) — временного отстранения от участия в тех или иных церковных таинствах — анафема подразумевает глобальное и полное отлучение. Ее провозглашение означает, что человек больше не может считаться членом Церкви, если не принесет покаяния за содеянное.
За что предают анафеме?
Предание анафеме каждый раз зависит от конкретных обстоятельств. В большинстве случаев основанием для анафемы служат слова Христа: «...если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф 18. 17).
В церковном праве анафема начала использоваться в IV веке. Этот термин употребляли в отношении еретиков, которые имели отличные от общепринятых взгляды на богословские вопросы. Первой общецерковной анафемой была анафема, провозглашенная в IV веке александрийскому священнику Арию: тот утверждал, что Иисус не Бог, а всего лишь его создание. После этого анафемы провозглашались с регулярностью всем, чье исповедание веры не совпадало с официальным.
В период Вселенских соборов анафема служила инструментом наказания за неправильное понимание христианских постулатов. Анафеме были преданы многие древние еретики, политические деятели, священнослужители, писатели и т. д.
Можно ли снять анафему?
Предание анафеме не является проклятием, при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята как при жизни, так и после смерти. Решение о снятии анафемы принимает Собор епископов, который оформляет соборное решение и потом передает его преданному анафеме человеку. Возможность такого пересмотра находится в компетенции Церкви, которая наложила соответствующие наказание.