Отношение православных христиан к теме святости достаточно просто. Как-то я писал об этом. Сегодня, лишь из-за малой религиозной образованности наших граждан, могут идти какие-то споры. Общение с Богом и с другими верующими для христиан мыслится не в иерархическом или подчиненном порядке, а скорее в семейном единстве, взаимном восполнении и заботе. У Бога все живы. Смерть человека не может быть препятствием для общения с умершим, для обращения к нему, для заботы о нем и его заботы о нас. Совершенно естественно для христиан почитать умерших христиан и общаться с ними в молитве, прося их о чем-то, благодаря или прославляя.
Среди умерших учеников Христовых особо выделялись те, что прославили Бога своей доброй жизнью, верой или смертью за Христа, что много послужили ближним и Церкви. Их имена предлагались ко всеобщему почитанию, со временем именно их стали называть святыми.
Признание святости коренится в глубокой уверенности христиан, что своей непорочной жизнью умерший христианин уже достиг Царства Божьего, и может ходатайствовать о нас перед Богом. Но для верующих не менее важно иметь и близкие и понятные им примеры христианской веры и жизни, некоторые ориентиры. Именно поэтому и появилась практика общего почитания святых, подражания им, молитвенного обращения к ним.
Конечно, только Бог знает, кто действительно свят. По-своему Бог открывает это через дарования и заботу о святых. Апостол Павел как-то писал, что дары Духа Божьего – это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Господь через своих святых, так же как и через апостолов являл и являет чудеса, мудрость, глубокое сострадание и заботу. Чудеса – то есть явное и ощутимое проявление Бога в жизни людей – это норма для христиан. Вспомним, что Христос исцелял больных, прощал грехи, прозревал сердечные помышления.
Христиане стараются познать волю Божью и ей соответствовать. Но всем понятно, что человеческие оценки достаточно субъективны. Святость от Бога, прославление святых – дело человеческое. Не исключен, к сожалению, и элемент поспешности и даже осознанного подлога. Поэтому сформировались и некоторые формальные процедуры признания святости человека, именуемые «прославлением в лике святых» или «канонизацией». Прежде всего, надо понимать, что это - внутрицерковное дело и что святым христианин может быть признан только после своей смерти.
Сегодня канонизация – это официальное церковное решение после которого назначается день памяти святого (как правило – это день смерти; смерть – рождение в жизнь вечную), составляется его жизнеописание (житие), имя прославленного христианина вносится в списки и календари, пишется его образ (икона), православные молятся ему за богослужением, в честь этого святого освящаются храмы.
Как появляются святые?
Понятно, что канонизация – это не назначение в святые, а не более чем свидетельство о святости христианина, которую он обрел в своем служении Богу и ближним.
Основаниями для канонизации служит, во-первых, принадлежность к Православной церкви, о чем можно судить через свидетельства самого почившего, через признание с его стороны церковной иерархии (епископов и священников), через отсутствие пропаганды неправославных учений, через его совместное причащение с православными верующими. Во-вторых, нравственная жизнь в соответствии с заповедями Евангелия, наличие свидетельств об этом и отсутствие свидетельств о безнравственной жизни. В-третьих, это чудеса, совершившиеся после обращений к святому при жизни или в молитве после смерти. С одной стороны – это очень важное свидетельство о воле Божьей об этом человеке. Но с другой стороны, чудеса – это очень трудно оцениваемые и проверяемые вещи. Кстати, наличие или отсутствие мощей не является основанием для канонизации. И последний критерий – народное церковное почитание почившего человека. В святом должны видеть прежде всего христианина, ученика Христова, исполненного даров Духа Святого, ходатайствующего не столько об исполнении желаний, сколько о спасении просящих от грехов и вечной смерти. Собственно благодаря этому и ставится вопрос о канонизации.
Для прославления святых, в Русской Церкви существует специальная комиссия по канонизации, которая в ответ на официальные обращения тщательно исследует предложения и выносит свою рекомендацию для архиерейского собора (собора епископов - высшего органа церковного управления), на котором и принимается окончательное решение. Комиссия состоит из церковных историков и православных богословов. При необходимости привлекаются эксперты медики, юристы, криминалисты и т.д. Проверяется все, что возможно узнать о почившем христианине: архивные записи, документы из семейных архивов, прижизненные публикации в прессе, воспоминания современников, воспоминания родственников и близких, народные предания, документы подтверждающие чудеса совершенные по молитвам святого (большей частью медицинские) и т.д.
Особо следует сказать о новомучениках. В одной из заметок я затрагивал тему советских репрессий в отношении Русской православной церкви. В отношении большинства из тех, кто был убит или замучен советскими властями сохранились следственные дела: протоколы допросов, приговор, свидетельство об исполнении приговора. Критерии для прославления новомучеников несколько иные, чем указаны ранее. Главным и решающим является факт мужественно перенесенных мучений и смерти за Христа. Наличие чудес и народного почитания, хоть и важно, но в данном случае необязательно. В советские времена следствие, пытки, расстрелы и захоронения совершались тайно, что не давало никаких возможностей к прославлению мучеников и к их церковному почитанию. В древние же времена казни христиан, как правило, были публичны. Вера мучеников, их мужество, их свидетельство перед всеми были столь сильны и ярки, что обращали ко Христу многих людей.
Особое внимание при прославлении новомучеников обращается на принадлежность к Православной Церкви, ибо в то время было много расколов и взаимно непризнающих групп православных. Невозможно прославить в Православной Церкви людей, считавших, что сами они к ней не принадлежат. Не меньшее внимание уделяется документам, что подписывал арестованный христианин во время следствия. Понятно, что заключенные переносили нечеловеческие мучения и ни у кого нет и мысли осудить кого-либо, но опять же, прославить в лике святых возможно только тех, кто не стал причиной чужого горя. Если христианин оговаривал кого-то или себя, если по его признанию кто-то пострадал, то вопрос о канонизации снимается.
Что же произошло с деканонизацией?
Почему пропали имена из церковного календаря на 2013 год, не известно. В любом случае, пока это не деканонизация. Она может и последовать, но исходя из сказанного выше, деканонизация должна иметь основания, они должны быть проверены соответствующей комиссией, решение должно быть принято на Соборе, имена несвятых должны быть удалены из общих списков русских святых и календарей, иконы удалены их храмов, храмы переименованы, исключена возможность богослужебного молитвенного обращение к несвятым. При этом частное почитание вполне может остаться.
Когда я читал дискуссии о канонизации и деканонизации, меня не оставляло чувство недоумения от того ошибочного, а может даже и порочного подхода к Православной Церкви, что традиционно представлен основной православной группой в постсоветской России - новообращенными. Слишком многие категорично протестуют против того, что со стороны Церкви могут быть допущены ошибки. Для них Церковь – это нечто рафинированное, некое сообщество и некая история, где все светлые тона относятся к православию, а все темное и негативное к внешнему миру. Церковное воспринимается абсолютно некритично, как «истинна в последней инстанции». Отсюда и недоумения с деканонизацией, которая признается откровением Бога. Но такие взгляды говорят лишь о недостаточной образованности и недостаточном опыте церковной жизни.
Церковь – это живой организм, где наряду с Евангелием и призванием к святости, наряду со всем добрым и светлым вполне естественно присутствуют человеческие ошибки и огрехи, а порой и грехи и злодеяния. Не стоит этому удивляться. Православные христиане всегда верили, что Церковь ведется Духом Святым, что только в ней наиболее полно достигается общение с Богом и спасение во Христе. Но христиане никогда не верили, что то или иное их решение, пусть и соборное и авторитетное – это непременно и обязательно откровение самого Бога. Лишь последующая история может показать, что Богу было угодно оставить в Церкви, а что нет. Господь Иисус Христос говорил не о сообществе христиан, а только о Себе, что он «Пусть Истина и Жизнь».
Опять же, не только христиане, но и Церковь, как сообщество верующих, призваны со всей серьезностью оценивать свою жизнь и историю и прибегать к покаянию, если обнаружено что-то противное воле Божией (Евангелию) или что-то причинившее вред себе или ближним. Именно покаяние – суд о самом себе и есть порой достоверное свидетельство об исполнении воли Божьей. Покаяние предполагает и признание ошибки и попытку исправления. История Церкви знает немало примеров ошибок и последующего покаяния. Вспомним хотя бы Иоанна Златоуста, осужденного собором и сосланного в ссылку на мучения и смерть. Уже через 30 лет имя Злутоуста было не только оправдано, но и фактически канонизировано, а враги его признаны, мягко говоря, неправыми.
Не только не зазорно, но достойно похвалы Божьей признание, к примеру, ошибочной канонизации святого, если стало достоверно известно, что человек этот недостоин столь высокого звания и почитания. Мы же понимаем, что перестать быть святым, если ты свят в очах Божьих, невозможно, как впрочем, невозможно и назначить на святость. Святость не зависит от мнения людей. Возможно лишь после тщательного исследования предложить того или иного человека к почитанию, предложить его как пример для подражания или наоборот, вычеркнуть его из списка святых.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |