Примерное время чтения: 8 минут
2570

Царь и бог. Что происходит в монастыре опального Сергия Романова

Среднеуральский женский монастырь.
Среднеуральский женский монастырь. / Павел Лисицын / РИА Новости

Смерть 15-летней девочки вновь привлекла внимание общественности к скандально известному Среднеуральскому женскому монастырю. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил своему ведомству провести проверку и вскрытие. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила ненасильственный характер смерти: ребенок находился на последней стадии рака головного мозга. 

Бывший схиигумен Сергий Романов в видеообращении на YouTube заявил, что девочка жила в монастыре вместе с родителями последние семь месяцев. Хотя, по убеждениям врачей, на момент приезда ей оставалось не больше двух. Это подтверждает и мама ребенка: «Ездили к специалистам. Но они говорили, что ничего сделать не могут, заболевание серьезное. Хорошие люди мне подсказали, что существует Среднеуральский женский монастырь, есть батюшка Сергий. Дочь за неделю рядом с отцом Сергием поднялась на ноги, и даже поднялась на третий этаж на молебен». 

Уполномоченный по правам ребенка региона Игорь Мороков утверждает, что девочка получала необходимую медицинскую помощь. В хоспис раз в неделю приезжал врач хирург-онколог.

Некриминальная смерть на территории обители вызвала уже не первый общественный резонанс. Криминальное прошлое бывшего схиигумена, методы воспитания детей в Среднеуральском женском монастыре и присутствие «странных» людей — как такая обстановка может сказаться на здоровье монахинь и воспитанников?

Отрицание болезней

Широкую известность отстраненному от службы отцу Сергию Романову принесли опубликованные на YouTube видеоролики с отрицанием существования коронавируса. Бывший священник призывал прихожан не прекращать посещения церкви несмотря на пандемию: «Выходите на улицы, не бойтесь ни полиции, ни Росгвардии. Сатанисты готовят следующий год голодным». 

В своих проповедях монах убеждал прихожан в том, что недоброжелатели специально заражают духовенство. По его словам, Викентий Морарь — митрополит Ташкентский и Узбекистанский, позвонил ему и сказал, что в Покровском женском монастыре задержали несколько человек, которые вскрывали ампулы с вирусом и распрыскивали их, тем самым заражая монашество. Одна такая ампула, по утверждениям Сергия, стоит от 1000 до 1500 долларов.

Игуменья Варвара была вынуждена спешно покинуть территорию монастыря из-за раздора с Сергием: она попросила двух насельниц сделать тест на коронавирус. 

Отрицал Сергий Романов не только существование коронавируса, но и многих других болезней. В документальном фильме Ксении Собчак бывшие воспитанники монастыря рассказали о своем опыте. Христина Самушкина в 14 лет заболела пневмонией. Долгое время никто не предпринимал попыток оказать медицинскую помощь, дать лекарство или показать ее врачу. Тело девушки лишь намазывали церковным маслом. В больницу ребенка отвезли, когда температура тела поднялась выше 40 градусов. 

Антон Крыжановский — еще один бывший воспитанник монастыря — был рожден с одним из редких видов интерсекс-вариаций (вид гермафродитизма, когда человек имеет половые признаки обоих полов). В подростковом возрасте это проявилось наиболее активно. Во время полового созревания Антон начал превращаться в мужчину, хотя в свидетельстве о рождении у него был указан женский пол и имя Анастасия. Интерсекс-вариация является особенностью, а не отклонением в организме. В случае Антона потребовалось много лет, чтобы ее обнаружить. Отец Сергий видел в юноше бесов, убеждал его в том, что лишь молитва сделает из него нормальную женщину. 

Недоедание и антисанитария

Бывшие воспитанники Среднеуральского женского монастыря стали рассказывать о жестоком обращении монахов по отношению к детям: что их пороли ремнем и кабелем, порой даже публично, давали им пощечины, ограничивали в еде. Избить могли за любое ослушание, даже за обычную прогулку мальчика с девочкой.

«Все время хотелось кушать», — говорит Христина Самушкина. Слова о том, что в монастыре можно было есть все, что хочется, девушка называет неправдой. Сладости и мясо были в рационе не на постоянной основе, а в двух случаях: если отец Сергий приехал из Москвы и если в ближайшее время ожидалась проверка. Родителям тоже не позволялось привозить детям еду в качестве гостинцев. Говорили, что в монастыре так не положено.

Одним из видов наказания была изоляция одного или нескольких детей в железном вагончике неподалеку от скотного двора. На несколько дней им давали буханку хлеба и банку с водой. Из-за близости к хлевам по вагону часто бегали крысы, что очень пугало воспитанников.

Присутствие «странных» людей в монастыре

Строительством новых зданий, уходом за хозяйством и другими работами на территории монастыря занимаются мужчины, чьим прошлым никто не интересовался. По словам бывших воспитанников, многие рабочие имели тюремные татуировки на теле, в том числе изображения куполов и икон. 

Воспитанница Христина Самушкина рассказала, что у одного из них в келье было оружие. Однажды в виде шутки он нацелил его на девушку, но затем рассмеялся и отпустил ее. 

Напомним, что у бывшего схинумена Сергия, в мирской жизни Николая, Романова тоже было криминальное прошлое. Настоятель монастыря был осужден по трем статьям уголовного кодекса: хищение имущества, ДТП с летальным исходом и преднамеренное убийство человека. 

После обнародования фильма Собчак «Монастырь особого назначения» телеведущая в своем телеграм-канале опубликовала обращение к председателю СК РФ Александру Бастрыкину, генпрокурору Игорю Краснову, уполномоченной при Президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой с просьбой проверить факт нарушений Уголовного кодекса во времена проживания в монастыре героев фильма. По мнению Собчак, в их числе могут быть такие статьи УК как «склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов» и «заражение ВИЧ-инфекцией несовершеннолетнего».

Ответ на обвинения

Представитель бывшего схиигумена Сергия Всеволод Могучев на своем YouTube-канале оспаривает заявления о ненадлежащем обращении с детьми в монастыре. Он снял видео с одной из нынешних воспитанниц, которая живет в монастыре уже 7 лет. Девушка утверждает, что за все это время ни разу не сталкивалась с насилием. Никаких историй о жестоком обращении с другими несовершеннолетними она даже не слышала. По ее словам, им доступны любые продукты, которые хотелось бы видеть в своем рационе, в том числе мясо, рыба и молочная продукция. Климат в монастыре девушке кажется теплым, а люди — добрыми.

Элина Жгутова — член Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства — назвала объявление на сайте Екатеринбургской епархии, обращенное к свидетелям ненадлежащего воспитания в монастыре, некорректным шагом. Побывав лично в монастыре, она сняла видео, в котором утверждала, что люди в нем чистые, простые и бесхитростные. «Очень сложно заподозрить какое-то насилие в отношении как взрослых, которые могут здесь якобы пребывать недобровольно, так и детей, в отношении которых якобы могут совершаться какие-то насильственные действия или ненадлежащее воспитание», — заявила Жгутова.

Представители опеки и следствия с 8 июля начали проводить в монастыре еженедельные проверки с целью выяснить условия проживания детей. Сергий Романов посчитал сообщения в СМИ недостаточным основанием для доследственной проверки. Схиигумен призывал родителей писать заявления на руководителей следственных органов. 

По словам монаха, следователи запугали детей, на этой почве у одного из них даже развился энурез. В связи с этим детский омбудсмен Свердловской области Игорь Мороков предложил обязать следователей работать совместно с психологами во время опроса воспитанников. 27 июля он объявил, что проверка продлена до 30 дней. 

«Мы дополнительно направляем свои запросы в центральный СК и в Генпрокуратуру для того, чтобы можно было проверить факт насильственных действий и иные нарушения прав несовершеннолетних», — сделала заявление уполномоченная при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова.

Может ли РПЦ повлиять на происходящее в монастыре

Бывший настоятель Североуральского женского монастыря отрицает не только коронавирус, но и российские власти и каноны Русской православной церкви. Он и его последователи называют себя царебожниками. Монах верит в безгрешность жизни последнего русского царя и читает проповеди о том, что в Россию еще придет царь и она воспрянет. 

По мнению публициста и миссионера Руслана Калинчука, на основе анализа имеющейся информации можно утверждать, что монах Сергий сформировал вокруг себя культ. «Подлинный духовный руководитель — это человек, который не считает себя старцем, не наслаждается духовной властью и своей прозорливостью, не стремится всем давать свои советы», — утверждает Калинчук. 

Позицию Руслана разделяет и бывшая воспитанница Христина Самушкина. По ее словам, многие прихожане стремятся не постичь бога, а увидеть отца Сергия, услышать его благословение. А сестры настолько находятся под его влиянием, что не способны даже критически мыслить.

Опальный монах был отстранен от службы и лишен сана Епархиальным судом еще 3 июля из-за нарушения монашеских обетов и священнической присяги, а 24 июля это решение утвердил патриарх Кирилл. Однако бывший настоятель монастыря покидать свой пост не собирается. Он забаррикадировался в стенах монастыря, а прихожане готовы стоять за него буквально под огнем. По словам Сергия, монастырь не принадлежит РПЦ, потому что вся территория была благоустроена на деньги прихожан. Екатеринбургская епархия, однако же, уверена, что рано или поздно монастырь вернется в лоно церкви. 

В конце июля отстраненный схиигумен заявил, что с осени школа при монастыре планирует набрать 100 новых воспитанников. «Помолитесь, чтобы я принял 200», — цитирует Сергия его пресс-секретарь Всеволод Могучев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах