«Проход в мечеть налево, граждане, не задерживаемся. Не скапливаемся на выходе», — рослый ОМОНовец без помощи мегафона направляет поток верующих в сторону храма. Волонтёры в зелёных жилетах с надписью «Мечеть» и с бейджами и вовсе обходятся без слов — указывают путь своим братьям по вере жестами. Большинство подходов к мечети заблокированы полицией — так удобней контролировать большие потоки людей.
Верующие традиционно подтягиваются на молитву заранее, торопятся занять места поближе к храму. На подходах идёт бойкая торговля: коврики для молитвы (от 100 рублей), рулоны обоев (от 10 рублей за кусок), чётки, брошюры и книги, компакт-диски, жвачка из табака и гашёной извести — «насвай». Полицейские в шутку поздравляют друг друга с днём рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова и улыбаются, затем отзывают пришедших на намаз и проверяют у них документы и регистрацию.
Через каждые 200 метров стоят усилители звука, молитва должна дойти до каждого. За полчаса до официального начала церемонии улица Щепкина заполнена практически полностью. Коврики, арабские платки, а где и вовсе чёрные полиэтиленовые мусорные пакеты ложатся на асфальт. Мусульмане снимают обувь и становятся на них. Муэдзин начинает читать проповедь, над головами собравшихся стрекочет полицейский вертолёт.
К месту для молитвы подходят всё новые и новые люди — в основном, кавказцы, татары и среднеазиаты (в частности, немало киргизов в национальных головных уборах). Встречаются в толпе и люди европейской внешности, но их мало — большая часть старается как можно быстрее пройти мимо. Выражения лиц при этом такие, как будто они оказались в каком-то жутко неприятном месте. В толпе, состоящей сплошь из мужчин, попадаются и люди на инвалидных колясках и костылях. Тут же по молельным коврикам босыми от ряда к ряду ходят волонтёры — собирают деньги на строительство новых мечетей. Несмотря на старания волонтёров и полиции — они пытались прогонять торговцев и попрошаек, — те всё же просачивались на улицу Щепкина и слёзно молили о помощи. Прихожане одаривали просящих кто чем мог. Но на строительство мечети давали охотнее.
В 2012 году в Москве Курбан-Байрам отпраздновали более 150 тысяч верующих, но, по свидетельству корреспондента АиФ.ru, верующих у Московской Соборной мечети на проспекте Мира собралось меньше, чем обычно. «Возможно, люди просто побоялись выходить в город после погромов в Бирюлёво либо решили отпраздновать в других специально отведённых местах», — пояснили АиФ.ru в столичной полиции. Известно, что, помимо мечетей в Центральном, Северо-Восточном и Западном округах, богослужения прошли в Сокольниках, в Южном Бутово, в парке 60-летия Октября на проспекте Андропова и даже на поле для гольфа в «Лужниках».
Заместитель мэра по работе со СМИ Александр Горбенко, в свою очередь, предположил, что снижение количества молящихся связано с «погодными условиями». Перед молитвой и проповедью глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин на русском языке зачитывает поздравления от высоких государственных лиц. Любопытно при этом то, что поздравления от президента страны Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведев, главы Чечни Рамзана Кадырова зачитали полностью, причём именно в таком порядке. Благодарственное слово столичного мэра Сергея Собянина молящимся представили в кратком пересказе.
Торжественные речи публика встречала апатично: многие зевали, фотографировали друг друга на телефоны, покачивались на ногах, чтобы согреться. Зато «тахрим» — молитву перед началом намаза — улица пела чётко и монотонно. По команде муллы толпа упала на колени. На всей площади остались стоять считанные единицы — им не позволяло здоровье — и цепочка полицейских и бойцов внутренних войск. В центре привлекал внимание салафит в инвалидном кресле, одетый во всё белое.
Кульминация обряда была короткой. Намаз длился не более трёх минут, после чего верующие с криками «Аллаху акбар!» начали оперативно покидать территорию мечети и близлежащие улицы. Давки и беспорядков сотрудниками правоохранительных органов зафиксировано не было.