Последнее обновление: 12.02.2015 г.
Вот и начался Великий Пост. И снова все СМИ и множество блогеров начинают обсуждать, что можно есть постом, а что нельзя. Как обычно всплывут древние предписания, раскладывающие семь недель подготовки к Пасхе на кулинарный календарь: день такой-то – дозволено растительное масло; день такой-то – дозволяется рыба и т. д. Кто же нам может помочь узнать, что из этих указаний имеет отношение к каждому из нас и как нам поститься?
Про автомобили и водителей
Давайте сначала поговорим о водителях автомобилей. Это чтоб было понятнее. Ясно, что автомобиль – средство передвижения. Ни автомобиль, ни дороги, по которым он ездит, не определяют цели и смысла поездок. Также ясно, что просто так за руль не сажают и на дороги не пускают. Нужны знания об автомобиле, необходимо знание правил дорожного движения, никуда не деться без опыта вождения. Чтобы всё это приобрести, существуют автошколы. Во время обучения очень важен инструктор – наставник. Через определённое время обучения ученик должен сдать экзамены – доказать, что знает правила и умеет ездить – и получить права, то есть стать самостоятельным и ответственным водителем. Инструктор, как его постоянный спутник и непременный помощник, более не нужен.
Конечно, при получении водительских прав новичок многого ещё не знает, нуждается в опыте, в советах, в консультациях, но всё же он отвечает сам за себя и даже несёт ответственность перед законом. Любой водитель знает, что есть закон – правила движения, а есть рекомендации опытных водителей. Правила дорожного движения для водителя выступают не бесконечным набором указаний, регламентирующих все мелочи жизни, а лишь некоторыми базовыми предписаниями или ограничениями, направленными на регулирование дорожного движения ради безопасности водителя, пассажиров и пешеходов. Закон, к примеру, дозволяет в определённых местах обгонять медленный транспорт, но не говорит, как это сделать лучше, проще, безопаснее. Водитель сам решает – обгонять ли вообще и каким образом.
И самое главное. И машина, и правила, и инструктор, и навыки, и опыт – это всё вторично в отношении к смыслу и цели поездки. Сначала необходимо иметь понимание, куда и зачем и с кем ехать, а уж потом можно садится за руль и так или иначе передвигаться, лишь бы не причинять вред себе и окружающим.
Про православие
В древности (большей частью, века до пятого) уверовавшие во Христа крестились не сразу. Перед тем, как стать членами Церкви, они изучали вероучение, осмысляли заповеди Христа, знакомились с церковными традициями и церковными правилами, начинали жить, как христиане, не будучи ещё таковыми. На этом этапе у новообращённых были помощники, наставники и учителя. Уверовавшие крестились по свободной воле, зная и понимая, что их ждёт, как им предстоит жить, что и почему соблюдать, за что нести ответственность, кто и как им поможет. В этом отношении, быть христианином – отнюдь не размытое понятие, оно определено достаточно ясными границами вероучения, границами нравственной жизни и некоторой дисциплиной. Об этом я писал в прошлой заметке.
В России же вот уж четверть века ситуация совершенно иная. Крещение взрослых стало формальным актом, лишь иногда дающим повод и мотивацию к изучению веры, заповедей, традиций и правил. В подавляющем большинстве случаев, с крещения всё и начинается. Но при этом отсутствует ясная граница, после которой человек обязан сам взять ответственность за свою христианскую жизнь. Воцерковление из конечного учебного этапа (месяцы, от силы, годы по подготовке к крещению), где дисциплина важна, превратилось в церковную жизнь, как таковую, где большинство христиан воспринимаются как вечные первоклашки, нуждающиеся в регламентации всего и вся и не способные сами решить даже такую мелочь, как им поститься. Что, кстати, на руку некоторым священникам.
Иными словами, по аналогии с автошколой, православие для многих выглядит так. Сначала люди, показав стойкое и личное желание водить машину (а порой и без такового), проходят примитивный тест, скажем, на названия основных частей авто: колёса, руль, спидометр, педаль газа и т. д. После чего сразу получают права на вождение, а в придачу единый перемешанный свод правил за все прошедшие времена, некоторые книги и инструктора. Такой водитель автоматически воспринимает себя, как существо, не способное изучить бесконечные тексты и пособия, не способное самостоятельно и свободно ездить и обращаться с правилами, оперируя ими ради пользы (безопасности) себя и ближнего. Воспринимает он себя и зависящим от личного консультанта и, в итоге, всегда и во многом виноватым. Получается, что главная и основная задача православного христианина – слушать и слушаться, исполняя всегда чью-то волю. Тут, в принципе, отсутствует важный вопрос: для чего это нужно, к чему это приведёт? Отсутствует и идея о вспомогательности правил.
Про соблюдение постов
Общие правила постов – это несколько строк. Их может понять и выучить даже ребёнок. Упрощённо они выглядят так: все среды и пятницы, кроме недели после Пасхи и 10 дней после Рожества – постные, то есть предлагается не вкушать мясных, молочных и, по возможности, рыбных блюд. Великий и Успенский посты – строгие, в это время также предлагают не вкушать указанных продуктов. Рождественский и Петровский – мягкие, дозволяется рыба. Во все посты рекомендуют воздерживаться от развлечений и суеты, свободное время больше посвящать служению ближним, молитве дома и в храме. Питаться предлагают проще, а сэкономленные деньги раздать нуждающимся. Собственно, про посты сказать больше нечего, кроме того, что это те рекомендации, в отношении которых христиане обязаны проявить свою свободу и ответственность.
Смешной и абсурдной выглядит ситуация, когда взрослый человек, ежедневно принимающий серьёзные важные решения и отвечающий за них, постоянно спрашивает священников (или отчитывается перед ними) о возможности в период поста, к примеру, съесть в рабочей столовой картошку с мясной подливкой или иметь интимную близость с супругой, или сходить в театр и т. д. Ну, разве можно эти дисциплинарные формальные вопросы сравнить ну хотя бы с теми, где менеджер определяет судьбы подчинённых, финансист разруливает милионные денежные потоки, учитель готовит школьников к взрослой жизни, судья определяет, жить или умереть обвиняемому, врач лечит больного и т. д. и т. п. Даже, если родители делают уроки с детьми и решают, сколько времени уделять общению с ними – это уже многократно важнее гастрономической стороны поста, ведь от внимания и заботы во многом зависит и будущее детей, и будущее семьи. Или опять обратимся к вождению автомобиля. Одно то, что отец семейства садится за руль, когда в салоне сидит его жена и маленькие дети, и сам определяет, как ехать, с какой скоростью, какие делать манёвры при движении – это в тысячу раз важнее и ответственнее сосиски, съеденной в пост.
В обычной жизни мы все – люди, как люди, понимающие, что наша семья, наши дети, наша работа – это область нашей ответственности, и отвечать за всё именно нам. А в церковной жизни царствует боязнь такой ответственности.
В прошлой заметке я говорил о правилах и обрядах и постарался обозначить те границы, внутри которых человек является христианином. Помня об этом, пора бы ответственность за христианскую жизнь и, тем более, за такой частный вопрос, как посты, возвращать христианам, если они себя такими считают. Пусть каждый научится сам решать, как ему поститься. Пусть каждый у своей совести спрашивает, что ему кушать, а что нет. Опять же, если человек самостоятельно, свободно принял решение жениться, родить детей и даже стать христианином, то уж с гастрономией он как-нибудь разберётся. И, честно говоря, никого не должно касаться, как кто постится, да и постится ли вообще. Несоблюдение предписаний поста не является грехом в строгом смысле – это не более чем вопрос внутренней церковной дисциплины.
Если вдруг у кого возникнет желание спросить совета «как соблюдать пост?», «что вкушать, а что нет?», предлагаю остановиться, подумать, вспомнить, что вам уже не пять лет, и принять решение самому, какое бы оно ни было. Бог именно этого от нас и ждёт.