Впрочем, только в декабре прошлого года оскорбление физического лица (не облеченного властью) преступлением быть перестало. Федеральный закон N
Защищать религию от оскорблений пока планируется в трактовке статьи 282 УК — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Но, по сведениям СМИ, депутат Госдумы и член Конгресса Русских Общин Алексей Журавлев предлагает пойти дальше и криминализировать (сделать уголовно преследуемым деянием), не только «действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии», но и «оскорбление религии как таковой», выведя это нарушение в отдельную норму. Речь идет не о конкретных религиозных организациях, будь то РПЦ или мусульманская община, но о религии как общественном явлении. Это позволяет широко трактовать не только само понятие религии, но и направленные против нее (с точки зрения правоохранителей) деяния.
Борьба за чистоту
Фарид Асадуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России, настаивает на необходимости изменений уголовного законодательства.
— За нравственную чистоту общества надо бороться всеми возможными способами, и ужесточение УК — приемлемый путь для достижения этой цели, — комментирует господин Асадуллин. — В нашем обществе много греховного и скверны. Молодежь утратила моральные и нравственные ориентиры. Наше, старшее поколение, было воспитано на традиционных религиозных ценностях христианства, мусульманства, иудаизма, а современная молодежь, по крайней мере, некоторая ее часть, демонстрирует полную независимость от моральных и религиозных установок.
Решение вопроса о форме и тяжести наказания за оскорбление религии эксперт предлагает оставить на усмотрение юристов и законодателей.
Не перегнуть палку
Отношение Русской православной церкви к проблеме оскорбления религии, или «намеренному публичному богохульству и клевете» в ее адрес, сформулировано в официальном документе, принятом Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2011 года. Ссылаясь на международные нормативные акты (например, итоговый документ обзорной конференции по выполнению Дурбанской декларации и программы действий по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью), православные архиереи подчеркивают «необходимость рассматривать случаи богохульства, включая богохульные акции, как унижение человеческого достоинства (диффамацию) религиозной общины». Под богохульством церковная традиция понимает «оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни». Это определение могло бы лечь в основу нормы об оскорблении религии — надо только сформулировать правовое определение «святыни». Определить Бога вряд ли удастся...
Законодательные меры, усиливающие защиту религиозных символов, священных имен и понятий, а также мест богопочитания, признаны «достойными поддержки», из чего можно заключить, что идея криминализации оскорбления религии может найти одобрение у руководства и паствы РПЦ. При этом Архиерейский Собор подчеркивает, что «под предлогом противодействия богохульству или диффамации религии не должны преследоваться люди, допускающие критику тех или иных религиозных мировоззрений», если они придерживаются «принципов взаимоуважения, честности и корректности в межрелигиозных и мировоззренческих диалогах».
Прописные трудности
Но все же, говоря об идее законодательной инициативы криминализации оскорбления религии, выдвинутой Алексеем Журавлевым, нужно определить объект преступления — то есть то, на что оно направлено, а также круг возможных потерпевших.
— Если в законопроекте предполагается вести речь об «оскорблении религии как таковой», безотносительно к оскорблению религиозных чувств конкретных лиц, то возникает вопрос — кто и как будет определять, имело ли место оскорбление? — комментирует ситуацию Вадим Балытников, кандидат юридических наук и советник Конституционного Суда РФ.
При этом эксперт считает, что восстановление существовавшей ранее уголовной ответственности за оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии «может стать эффективным средством противодействия проявлениям ненависти и вражды на религиозной почве». Сейчас это деяние квалифицируется по АК и наказывается штрафом до тысячи рублей.
А как у них
В зарубежном уголовном законодательстве есть нормы, карающие оскорбление религии и религиозных чувств. Конституция Греции в статье 14 вводит понятие «оскорбление христианской или любой другой известной религии» в контексте оснований для ограничения свободы слова, а в УК Греции устанавливается наказание за богохульство, то есть деяние, при котором правонарушитель «публично и злонамеренно ругает любым образом Бога» или «Божественные предметы» (ст. 198). При этом греческие эксперты отмечают, что практика по подобным делам незначительна: несколько раз греческие суды выносили приговоры по этой статье «богохульным» художникам, но суд вышестоящей инстанции приговоры отменял.
Израильский адвокат Таль Линой рассказал корреспонденту AIF.RU, что параграф 173 Уголовного Закона Израиля предусматривает наказание за оскорбление чувств верующих: запрещены публикации в СМИ и любое публичное оскорбление веры или религиозных чувств граждан. Наказание — вплоть до тюремного заключения сроком на один год.
— Израильский закон не дифференцирует религии и не отдает предпочтения одной из них, — отметил адвокат.
В общественной израильской практике, кстати сказать, нередко наблюдаются обратные явления: например, ортодоксальные иудеи оскорбляют и иногда даже забрасывают камнями случайно оказавшихся в их квартале нескромно одетых женщин, а также участников так называемых «парадов гордости» — лиц нетрадиционной половой ориентации.