В конце 2019 г. возраст 23,6% пассажирских автобусов в среднем по России превышал 10 лет. По данным Минтранса РФ, самым высоким был износ автобусного парка на Дальнем Востоке и в Сибири, где больше 10 лет использовалось 34-38% автобусов. В конце 2020 г. есть основания полагать, что эти цифры понизились. В уходящем году начали действовать меры по системной господдержке пассажирских предприятий, обновляющих автопарк. Перевозчики получили возможность приобретать автобусы и троллейбусы в лизинг со скидкой в 60% их стоимости. Финансируется эта льгота из федерального бюджета в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Финансовая поддержка в обновлении общественного транспорта в 2020 г. была оказана 12 городским агломерациям, победившим во всероссийском конкурсе — Белгородской, Воронежской, Екатеринбургской, Ивановской, Казанской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Пермской, Самаро-Тольяттинской и Череповецкой. В совокупности с учетом дополнительных поставок эти города получат более 600 новых автобусов и троллейбусов.
Условие получения господдержки — покупка экономичных и экологичных машин российского производства, использующих газомоторное топливо и электричество. А в дизайне отдается предпочтение моделям с низким полом, с приспособлениями для пассажиров с детьми и инвалидов.
Эти достоинства уже оценили жители Белгорода, на улицы которого 58 автобусов марки «ЛиАЗ» вышли в октябре. Они работают на природном газе, оснащены системой «Антисон» и тахографами для контроля режима труда и отдыха водителей. А низкий пол и специальные трапы позволяют с минимумом затруднений закатывать в салон детские и инвалидные коляски.
Отличные отзывы в Екатеринбурге об автобусах, выпущенным Нефтекамским автозаводом, расположенном в Башкирии. Пассажиры обратили внимание на мягкость хода, на то, что в салоне тепло и просторно. Есть площадка, где можно разместить ту же детскую коляску. А водители отмечают полезные технические новшества. В водительской кабине автобуса НефАЗ есть дисплей, регулируемые зеркала, эргономичное сиденье. Все это облегчает напряженную работу человека за рулем.
Новые автобусы появились и в Кемерове. К тому же благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в столице Кузбасса в этом году отремонтированы несколько улиц — проспекты Шахтеров, Химиков, Комсомольский.
Кемеровчанка Мира Бабкина живет и работает в центре города, но периодически ездит к родственникам в микрорайон «Радуга» — на противоположный берег реки Томь. «До того как отремонтировали проспект Шахтеров, это было настоящим испытанием, ― рассказывает она. — А теперь дорога стала комфортнее и прекратились бесконечные ожидания на остановках. Автобусы ходят практически через каждые 10 минут. А в такой новый автобус даже заходить приятно!»
В ноябре 32 новых автобуса «ЛиАЗ-5292» прибыли в Липецк. «Я видела сюжет про это событие по телевизору, — рассказывает пенсионерка Светлана Болховитинова. ― Лично для меня самое главное, что это пол в этих автобусах низкий, в них удобно заходить. Мне 85 лет, и залезать на подножку маршрутки ― проблема. Побольше бы такого транспорта!»
«Обновление подвижного состава пассажирского транспорта ― задача настолько важная, что с 2021 г. принято решение выделить ее в отдельный федеральный проект в рамках нацпроекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“, ― отмечает заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. ― Планируется, что его реализация позволит в период с 2021 по 2030 гг. обновить 30% автобусов, трамваев, троллейбусов и пригородного железнодорожного подвижного состава в городских агломерациях».