На причале «Киевский вокзал» во вторник, 20 июня, официально запустили круглогодичное движение «электрических трамвайчиков» по Москве-реке. Регулярный речной транспорт вернулся в столицу спустя 17 лет, но в самом современном виде.
В церемонии запуска по видеосвязи, транслируемой с Северного речного вокзала, приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
«В добрый час, в добрый путь!» — дал напутствие глава государства. И первый электротрамвайчик «Яуза» отправился от Киевского вокзала до причала «Сердце столицы».
Аналогов не существует
Это уникальный проект не только для России, но и для мира в целом. Москва получила новый уникальный транспорт на электрическом приводе. Для возрождения водного транспорта столицы была проделана масштабная комплексная работа. Специалисты благоустроили набережные и реабилитировали акваторию.
К слову, расплачиваться за проезд москвичи смогут по карте «Тройка», абонементами «Единый», банковской картой или по биометрии. Но до 23 июня включительно проезд будет бесплатным.
Куда можно добраться
На Москве-реке будут действовать два регулярных маршрута. Длина первого — «Киевский — Сердце столицы» — 6,5 км. В непосредственной близости к этой зоне живет около 800 тыс. человек.
Запуск второго маршрута «Автозаводский мост — Печатники» запланирован на IV квартал 2023 года. В зоне притяжения маршрута находятся около 700 тыс. человек. Таким образом, более 1,5 млн москвичей получат новый альтернативный городской транспорт — водный, позволяющий существенно экономить время в пути. Например, теперь возможно доехать до «Сити» от Киевской всего лишь за 20 минут, любуясь городскими пейзажами через панорамное остекление. А от парка «Фили» до причала «Карамышевский» — за 13,5 минут вместо часа на автобусе.
К тому же, электросудам нипочем не только наземные пробки, но и капризы погоды. Пассажиры будут защищены от осадков, а ожидать трамвайчик можно на уютном крытом причале с диванами, кафе и санузлами. Новый водный транспорт полностью адаптирован для пассажиров с малой мобильностью. Оригинальные причалы-«шайбы» диаметрами 10 и 16 м смогут вмещать одновременно от 40 до 80 человек соответственно. И на причалах, и в самих трамвайчиках работает беспроводной интернет и есть возможность подзарядить гаджет.
Кстати, обслуживать новые электросуда будут новые технические пункты в Мнёвниковской пойме и Нагатинском затоне.
С заботой о природе
Москву, как и любой мегаполис мира, волнует проблема экологии. Новый речной транспорт создавали с бережным отношением к окружающей среде: ни сами электросуда, ни причалы не навредят акватории столицы.
Все свое, отечественное
Оператором речного транспорта стало АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», с которым в 2021 году правительство Москвы на конкурсной основе заключило контракт полного жизненного цикла. Под Санкт-Петербургом расположена верфь компании: там собирают электросуда, делают внутреннюю отделку, подключают инженерные коммуникации, настраивают системы управления. Согласно контракту, оператор отвечает за поставку, ремонт и техобслуживание электросудов и плавучих причалов в течение 15 лет.
Едем в путешествие
На Северном речном вокзале также прошло совещание, посвященное возрождению речного транспорта столицы. В своем докладе президенту мэр рассказал и о новом маршруте, и о «трамвайчиках», которые в народе уже называют «Синичками», и о планах развития речного электротранспорта в столице.
Как подчеркнул Собянин, благодаря восстановлению Северного и Южного вокзалов удалось возродить давнюю идею 1959 года: уникальный проект речного маршрута «Золотое кольцо».
«Это вообще единственный такой маршрут, когда из города по реке выезжаешь, проезжаешь почти неделю и возвращаешься, не дублируя маршрут, в город», — отметил мэр, сделав акцент на том, что на речные маршруты выйдут российские электросуда, не имеющие мировых аналогов. Количество таких кораблей достигнет 20-ти к 2035 году.
По словам столичного градоначальника, путешественники смогут проплыть по «Кольцу» 1880 км и посетить 9 регионов и 18 городов. Весь маршрут водного «Золотого кольца» займёт 7-10 дней.