Примерное время чтения: 7 минут
609

Пройти коснувшись. В метро Петербурга набирает популярность оплата картой

Достаточно приложить карту к турникету – и проход открыт.
Достаточно приложить карту к турникету – и проход открыт. Фото: Вероника Такмовцева

Городской транспорт — одна из самых популярных статей расходов у обладателей банковских карт.

Бесконтактные платежи — реальность современной жизни. Они практически вытеснили наличные при расчётах в магазинах и кафе. А теперь стали удобной формой оплаты проезда в городском транспорте, лекарств в аптеках и бензина на автозаправках.

Популярный пластик

«В Петербургском метрополитене введено ограничение на продажу жетонов. Пассажир может приобрести только один жетон. Очереди в кассах появились при приближении Нового года как следствие новости о подорожании стоимости проезда».

Это информация из новостных хроник 2014 г. Сегодня такое уже трудно представить, потому что варианты оплаты проезда с тех пор стали весьма разнообразными.

Помимо сохранившихся ещё жетонов имеется много вариантов проездных: билеты на 90 минут, многоразовые проездные с фиксированным количеством поездок или фиксированной суммой для их оплаты, месячные и единые проездные, а также «Единая карта петербуржца». Причём для того, чтобы пополнить их, необязательно обращаться в кассу — сделать это можно безналично, и многие петербуржцы выбирают именно такой способ.

Впрочем, и проездные уже можно не покупать. На каждой станции метро есть турникеты, к которым достаточно приложить свою банковскую карту (если та поддерживает функцию бесконтактных платежей) — и путь в метрополитен будет открыт. Обычно такие турникеты располагаются в вестибюлях сбоку.

Пока что у нас нет браслетов, брелоков или колец для бесконтактной оплаты, как в Москве, но, возможно, они и не нужны. Дело в том, что аналитики рынка платежей в своих исследованиях отмечают: при высоком росте бесконтактных оплат в России (4,4 раза за год, по данным ЦБ, обнародованным в 2019 г.) разнообразные гаджеты остаются скорее любопытными игрушками, чем рабочим инструментом.

В ходе опросов только 2% участников отвечали, что используют эти девайсы, однако никто не назвал их основным платёжным средством. И хотя наша страна входит в пятёрку стран, где больше всего совершается покупок при помощи носимых устройств, тем не менее главным инструментом при бесконтактной оплате остаётся пластик.

Впереди планеты всей

Вообще в области бесконтактных платежей мы в передовиках. Россия стала европейским лидером по количеству операций с использованием цифровых кошельков и мировым — по объёму защищённых транзакций. За 3 года объём рынка бесконтактных платежей у нас вырос вдвое.

Согласно отчёту международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), в 2010–2018 гг. в нашей стране произошёл 30-кратный рост безналичных карточных транзакций. В среднем на одного жителя России этот показатель увеличился с 5,8 до 172 шт. в год.

Очень быстро российских плательщиков завоевали технологии NFC (near field communication — «коммуникации ближнего поля»), позволяющие осуществлять платежи одним прикосновением карты к считывающим устройствам. И сегодня, как отмечают уже российские эксперты, более половины безналичных операций в стране совершается бесконтактно.

Оплата картами коммунальных услуг или покупок стала делом обыденным, теперь подтягиваются и другие сферы. Если количество людей, оплачивающих таким образом ЖКУ, мобильную связь и покупки в интернете, в 2019 г. в нашей стране не увеличилось по сравнению с 2018-м, то количество тех, кто платит картами за проезд в транспорте, выросло.

Какие сферы ещё?

Национальная платёжная система «Мир» со своей стороны подтверждает рост интереса пассажиров к бесконтактной оплате проезда. По её данным, популярность такого вида оплаты растёт на всех видах транспорта. Только в Московском метрополитене её картами ежемесячно оплачивают проезд несколько сот тысяч человек. А в Петербургском метрополитене — несколько десятков тысяч, что сопоставимо с учётом его пассажиропотока.

В 2019 г. количество ежедневных оплат национальными платёжными картами на турникетах метро Северной столицы увеличилось более чем в 15 раз. Во второй половине прошлого года городской транспорт вышел на 3-е место в пятёрке самых популярных категорий расходов обладателей таких карт.

Чаще всего в конце 2019 г. петербуржцы оплачивали этими картами покупки в супермаркетах, на 2-м месте по популярности — оплата счетов в кафе и ресторанах, на 3-м — проезда в транспорте, на 4-м —лекарств в аптеках, на 5-м — бензина на автозаправках. В нынешнем году топ-5 категорий трат остаётся практически прежним.

Удобно и технологично

Сейчас стоимость проезда при оплате банковским приложением электронной карты «Единая карта петербуржца» (одна поездка) составляет 36 руб., при оплате банковскими картами зарубежных платёжных систем — 55 руб., при оплате бесконтактной национальной платёжной картой — 41 руб. Так сказано на официальном сайте Петербургского метрополитена в разделе «Оплата проезда».

«АиФ» заинтересовался, откуда взялась столь существенная разница в последних двух случаях. Оказалось, что акция, позволяющая ездить в метрополитене Северной столицы со скидкой по национальным платёжным картам, начатая в прошлом году, продлена на весь 2020 г. Обладатели «Единой карты петербуржца» смогут оплачивать проезд со скидкой в размере 19 руб., а держатели других бесконтактных карт «Мир» (любого банка) — со скидкой 14 руб.

Чтобы воспользоваться скидкой, достаточно на несколько секунд приложить бесконтактную национальную платёжную карту к одному из боковых турникетов, поддерживающих оплату банковскими картами, в вестибюлях станций метрополитена. Сразу после этого с неё спишется стоимость разовой поездки уже с учётом скидки.

«Оплата национальной платёжной картой в одно касание — это удобно, технологично и выгодно, — отмечает директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов национальной платёжной системы „Мир“ Мария Точилова. — По нашим оценкам, благодаря этому доля оплат национальными платёжными картами среди всех карточных оплат на турникетах метро Санкт-Петербурга с августа по декабрь выросла восьмикратно — с 5 до 40%».

Немного погодя — и чаевые

Скоро можно будет бесконтактно не только оплачивать проезд в городском транспорте, но и давать чаевые официантам.

Сейчас 70% посетителей ресторанов и кафе расплачиваются за обеды-ужины банковскими картами и при этом далеко не все находят купюры, чтобы оставить чаевые. По отношению к официантам это, конечно, несправедливо: известно, что значительную часть их дохода составляют именно чаевые.

И вот недавно Национальная система платёжных карт сообщила, что в будущем в России может появиться сервис, который позволит оставлять деньги официантам через Систему быстрых платежей с помощью QR-кода.

Как это будет происходить, пока трудно сказать — есть много разнообразных идей на сей счёт. Разработчикам предстоит выбрать из них наиболее удобную для пользователей.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах