Компании, отвечающие в городах за пассажирские перевозки, получат новые машины в аренду с последующим выкупом от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). По словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, в 2020 г. она поставит им более 500 новеньких автобусов и троллейбусов. И при этом 60% их стоимости погасит федеральный бюджет.
Условие получения господдержки — покупка экономичных и экологичных машин, использующих газомоторное топливо и электричество. В ходе отбора, проведенного Минтрансом, наивысшую оценку получили заявки 12 городов. Они и стали первыми участниками мероприятий по обновлению общественного транспорта, предусмотренных национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это Белгород, Екатеринбург, Воронеж, Омск, Казань, Нижний Новгород, Череповец, Иваново, Кемерово, Липецк, Самара, Тольятти и Пермь.
В Перми закупка новых автобусов стала частью большой работы, которая ведется сейчас по перестройке всей городской транспортной модели. С 2020 г. перевозчики перечисляют в муниципальный бюджет всю выручку от продажи билетов, а затем получают за свои услуги от города плату, которая полном объеме компенсирует затраты на организацию движения. Введена электронная оплата проезда, внедрена более удобная сетка маршрутов и тарифное меню, позволяющее пассажирам выбирать самый выгодный тариф принципу «больше ездишь — меньше платишь».
Долю пассажирского транспорта, работающего на сжиженном или сжатом газе, к 2023 г. в Перми планируют увеличить до 70%. Для региона это выгодно вдвойне, так как завод по сжижению метана находится на его территории. По уровню выброса вредных веществ новые автобусы будут соответствовать классу не ниже «Евро-4». А для удобства инвалидов и мам с колясками было решено закупать только модели с низким полом.
К моменту старта реформы средний возраст городских автобусов составлял в Перми 13 лет. После 2015 г. закупки новых машин были единичными. На техническое состояние общественного транспорта от пермяков поступало около 300 жалоб в год.
Благодаря быстрому обновлению парка с 1 июня 2020 г. средний возраст пермских автобусов понизился до 4 лет. А после 15 июля к 212 машинам, выпущенным в 2019 и 2020 гг., добавятся 111 новых автобусов ЛиАЗ, приобретение которых в рамках национального проекта на паритетных началах финансируют ГТЛК и Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
— Мы рассчитываем, что в ближайшее время сможем совместно профинансировать проекты и в других регионах, — прокомментировал предстоящее событие председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов.
— Это первый проект развития российского общественного транспорта, в котором ВЭБ и ГТЛК объединяют свои усилия. На сегодня у ГТЛК самый большой лизинговый парк энергоэффективной техники на газомоторном топливе, это приоритетное направление нашей деятельности. При поддержке Минтранса, совместно с ВЭБ мы выходим на качественно новый этап развития экологичных пассажирских перевозок, — заявил генеральный директор ГТЛК Михаил Полубояринов.