Состояние Киевского метрополитена начинает вызывать все больше вопросов у жителей украинской столицы. Подземка требует масштабных капиталовложений, без которых могут реализоваться самые негативные сценарии.
«Два года никто не обращал внимания»
Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета Андрей Витренко в эфире украинского ТВ заявил о том, что в ближайшее время может быть закрыта на ремонт часть Красной ветки метрополитена.
«Два года на это никто не обращал внимания, просто констатировали такой факт. Если покажет экспертиза, что мост Метро нужно будет закрывать, сейчас выделены средства на разработку проектно-сметной документации, на создание соответствующих поисковых работ», — цитирует депутата Telegram-канал «Политика Страны».
Витренко заявил, что такой сценарий считает «апокалиптическим» для города.
Культурное наследие инженера Фукса под угрозой
Красная, или Святошинско-Броварская линия Киевского метрополитена — старейшая. Ее первый участок, включавший пять станций, открыли 6 ноября 1960 года. Сейчас в состав линии протяженностью 22,7 км входит 18 станций, последние из которых начали работать в 2003 году.
Мост Метро, ставший первым объектом такого рода в Киеве, построили в 1965 году по проекту Георгия Фукса. Мост Метро соединяет правобережную часть Киева с Русановкой, Левобережным массивом, Воскресенкой, Лесным массивом, зоной отдыха — Гидропарком. С 2008 года он имеет статус «объекта культурного наследия».
Летом 2023 года Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины заявило, что мост Метро, а также мост Патона в Киеве имеют серьезные повреждения. В частности, речь идет о сквозной коррозии балок, разрушении бетона и трещинах в опорах.
Ничего нового, по большому счету, в этом не было. О плачевном состоянии моста Метро было известно давно. В мае 2021 года Киевский городской совет утвердил соглашение о подготовке кредитного финансирования ремонтно-реставрационных работ моста.
Говорилось о том, что ремонт займет год, и на него пойдут средства Европейского банка реконструкции и развития в размере €60 млн.
Первая очередь долгостроя запущена в декабре 2023-го. О метро речи нет
По-хорошему, заниматься мостом нужно было еще 10-15 лет назад, но страна, увлекшаяся Майданами, попросту забыла, что даже у надежных советских объектов есть свой предел прочности.
Украинские эксперты отмечали, что для нормальной реконструкции моста Метро, которая не вызвала бы коллапса, необходимо было бы ввести в строй Подольский мостовой переход.
После 30 лет проектирования и строительства он действительно был введен в действие 1 декабря 2023 года, но пока лишь для проезда спецтранспорта, автомобилей экстренных служб и автобусов.
Что касается метро, то мост должен стать частью Подольско-Вигуровской ветки, строительство которой не начато до сих пор. Соответственно, надежды на помощь с этой стороны нет.
«Тяжелое наследие» Януковича
Киевский метрополитен в настоящее время имеет в составе три линии с 52 действующими станциями. Последний ввод станций состоялся при Викторе Януковиче больше десяти лет назад.
Как раз участок «времен Януковича» Синей ветки метро от «Демеевской» до «Теремков» был экстренно закрыт в начале декабря 2023 года. Причиной назвали трещины в перегонном туннеле, через которые начала просачиваться вода. Ситуацию признали настолько серьезной, что ни о каком продолжении эксплуатации отрезка из шести станций не могло быть и речи.
Накануне агентство УНИАН сообщило, что грунт под зданиями, расположенными у метро «Демеевская», начинает проседать. В Киевской мэрии, однако, сообщают, что началось это еще до закрытия метро, и сейчас ситуация под контролем.
Кроме того, в последние недели приходили новости о подтоплениях станций, не входящих в аварийный участок.
Только пиар, и ничего личного
Некоторые эксперты Незалежной пишут, что разговоры о «коллапсе метро» ведут представители администрации Зеленского, у которых давние претензии к Виталию Кличко. Но дело в том, что серьезные проблемы признает и сам киевский мэр.
В вопросе метро Кличко был сосредоточен на строительстве участка Зеленой ветки, который планировалось открыть в конце 2023 года. Это должно было стать громким успехом киевского градоначальника, однако на фоне экстренного закрытия аварийного участка планы померкли.