Примерное время чтения: 8 минут
250

Маломерный флот в СССР. История появления первой моторной лодки «Казанка»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Команда её молодости. Александре Пахмутовой — 95 06/11/2024
Современный прототип лодки «Казанка».
Современный прототип лодки «Казанка». istockphoto.com

Вечереет, и на фоне заката по водной глади летит, задрав нос, моторка с узким стреловидным силуэтом — картина, знакомая многим, кто бывал (и уж тем более жил) на реке или озере. Дюралевые лодки с малой осадкой, легко переходящие на глиссирование (скольжение по воде), мы привыкли называть «казанками». Именно такое имя носила первая советская моторная лодка, которая выпускалась массово и стала воистину народной.

Как рождался маломерный флот

Как известно, оборонные предприятия в Советском Союзе производили не только продукцию военного назначения. Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени Горбунова исключением не стало — там стали заниматься изделием, которое к самолётам не имело никакого отношения. Ну разве только материал, из которого оно было изготовлено, намекал на связь с авиацией. Сплав меди и алюминия с добавлением марганца использовали (и продолжают использовать) в производстве воздушных судов. Лёгкий, не подвержен ржавчине, имеет долгий срок эксплуатации — казанские технологи прекрасно знали все характеристики сплава, потому и предложили делать из него моторные лодки.

«Во время Великой Отечественной многие товары народного потребления производили из отходов производства: галоши, резиновые сапоги, ложки, вилки, тарелки. И после войны, в 1948 году, группа инженеров нашего завода предложила: давайте попробуем делать лодку из алюминиевых сплавов. Эта идея в итоге привела к массовому производству лодок, получивших название «Казанка», — рассказывает директор музея Казанского авиационного завода имени Горбунова — филиала АО «Туполев» — Янина Чурбанова.

Сначала лодки выпускали в пробной серии. При заводе был магазин «Умелец», где их могли купить сотрудники предприятия. Когда стало ясно, что спрос есть (да ещё какой!), наладили поточное производство. Так «Казанка» ушла в народ.

«Это совпало и с интересами власти. Она хотела приобщить советских граждан к массовому отдыху на воде, а также дать им простое и удобное средство передвижения в период разлива рек, — говорит инженер-разработчик из Великого Новгорода Алексей Тимофеев. — По проекту, лодка должна была обеспечивать выход на воду при минимальном вложении средств. Уже в 1955 году „казанки“ поступили в торговую сеть страны, так что этот год по праву можно считать отправной точкой, рождением маломерного флота в СССР».

Для малых рек «Казанка» стала и паромом, и водным такси.
В период разлива на ней можно было перевезти сено, дрова и много чего ещё. На лодку даже можно было установить два паруса!

Весьма добротные «дюральки»

Первые «казанки» имели размер 463 см в длину и 124 см в ширину. Весили они 138 кг, но следующие модели были уже потяжелее. В лодку помещались 4 человека. Спартанский салон был снабжён съёмными деревянными скамейками. Их спинки могли складываться. Правда, ветровое стекло поначалу не имело рамки и быстро приходило в негодность.

«Казанка-5М» с выносным транцем.
«Казанка-5М» с выносным транцем. Фото: Commons.wikimedia.org/ Andshel

«Лодка имела ряд минусов. Это и отсутствие подмоторной ниши, и заваленные внутрь борта в кормовой части, и низкая остойчивость на стоянке и на ходу, — продолжает Тимофеев. — Обращаться с ней приходилось осторожно: малейшая оплошность — и люди могли оказаться в воде, а лодка — кверху килем. Но достоинства перекрывали все её недостатки с лихвой. Она была доступна по цене, проста в эксплуатации, универсальна и неприхотлива. При минимальной мощности мотора легко выходила на глиссирование даже при максимальной загрузке».

На плоскодонные «казанки» можно было «навешивать» оборудование для улучшения их ходовых свойств. Поначалу это был мотор мощностью 15 «лошадей», а для последующих модификаций — 25, 30 и 50. Для малых рек «Казанка» стала и паромом, и водным такси. В период разлива она заменяла людям автомобиль: на ней можно было перевезти сено, дрова и много чего ещё. На «Казанку» даже можно было установить два паруса! Но главное — на ней можно было рыбачить. До этого обычному человеку была доступна только деревянная лодка, но она недолговечна и сложна в уходе. Иное дело — дюралюминий. Кстати, со временем все такие лодки стали называть «дюральками». Название марки «Казанка» тоже стало нарицательным — слово зачастую употребляют как синоним добротной «дюральки».

2000 лодок в месяц

Лодка эволюционировала: авиаконструкторы приспосабливались к потребностям людей. Обновлённая версия «Казанка-М» имела уже дополнительные блоки плавучести в кормовой части — були. Благодаря им лодка более устойчиво вела себя при резких манёврах. В «КазанкуМД» добавили дистанционное управление подвесным мотором, увеличили размеры лодки, вместимость и скорость (до 43 км/ч). «Казанка-2М» стала самой большой «дюралькой», выпускавшейся в стране (вмещала 6 пассажиров), а «Казанка-5» была рассчитана даже на морские прогулки.

Вслед за казанцами в 1970-х массовые моторки стали выпускать на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Эту лодку, похожую на «Казанку», назвали «Южанкой».

«Казанка» с булями и лодочный мотор «Нептун-23».
«Казанка» с булями и лодочный мотор «Нептун-23». Фото: Commons.wikimedia.org/ Andshel

Спрос на «дюральки» был колоссальный. Опять же, по сравнению с 1950-ми заработки людей подросли, позволить себе купить лодку могло куда большее число граждан. В то время наиболее доступные модели стоили 280 рублей (две средние зарплаты), подороже — 350 и 420. Правда, приобрести их было уже непросто — «казанки» попадали в разряд советского дефицита. И это притом что авиазавод старался изо всех сил: на пике производства он выпускал до 2 тыс. лодок в месяц, а всего с 1955 года в стране было выпущено более 200 тыс. «казанок» различных модификаций.

«В период 1970–1980-х производство лодок даже перенесли на отдельные площади, специально подготовленные для этого в Лениногорске. Спад произошёл лишь с развалом Советского Союза, и то производство не прекращалось, просто снизился спрос», — вспоминает Янина Чурбанова.

В 2000 году главный конструктор КАПО по товарам народного потребления Александр Иванчук рассказывал журналу «Катера и яхты», что в тяжёлые для страны времена, когда производство едва теплилось, завод потерял многих талантливых инженеров. Тем не менее там старались держать марку и обеспечивать качество сборки.

В начале нулевых спрос вновь подскочил, но в страну хлынул поток дешёвых китайских лодок, и Казанский авиазавод в конце концов прекратил выпуск легендарной «дюральки».

Впрочем, по её подобию уже производились лодки на других российских предприятиях. И какие бы названия ни были написаны у них на борту, мы, глядя на них, по-прежнему произносим это цепляющее душу слово из детства — «Казанка».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах