В Минтрансе решили ограничить рабочую смену таксистов 12 часами и разработали проект соответствующего постановления. После достижения этого лимита рабочего времени агрегаторы не будут выдавать водителям новые заказы. Кроме того, таксисты обязаны будут передохнуть после каждых 5 часов непрерывной работы (иначе опять же агрегатор заблокирует получение новых заявок), а также предусмотрена невозможность принять заказ от нового клиента, пока не окончена поездка с предыдущим.
Инициатива Минтранса направлена на повышение уровня безопасности как самих таксистов, так и их клиентов. Согласно исследованию, проведенному Банком России на основании базы данных по договорам ОСАГО, заключенным с 2018 по 2021 год, автомобили такси попадали в аварии разной степени тяжести в 7,7 раз чаще, чем обычные легковые автомобили.
Специалисты восприняли инициативу Минтранса неоднозначно. С оговорками, но в целом разделяет такой подход первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Думаю, что это позитивный знак для пассажиров и водителей, — считает эксперт. — Будет меньше ДТП и несчастных случаев, но нововведение требует своих доработок. Остается вопрос, будет ли контролироваться время водителей, которые работают в разных агрегаторах. Также возможен негатив от пользователей, у которых увеличится время ожидания машины из-за невозможности водителей брать заказ до завершения предыдущего, и от таксистов, у которых уменьшится плотность заказов в течение дня».
Но у участников рынка есть серьезные нарекания к проекту постановления, они считают, что обеспечить безопасность движения таксистов и их пассажиров нужно другими методами. «На сегодня медицинская норма рабочего дня для водителей такси составляет 8 часов, — поясняет президент ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов. — После этого теряется концентрация, снижается реакция, это состояние можно сравнить с легким опьянением. В этом смысле предписание таксистам находиться за рулем не более 12 часов подряд, как это указано в проекте постановления Минтранса, выглядит несколько двусмысленно. Это много, такая мера не будет способствовать безопасности на дорогах.
С другой стороны, запрет на получение новых заявок от агрегаторов теми водителями, которые превысили 12-часовой рабочий лимит, в действительности является бесполезным. Отработав норму, никто не мешает взять следующий заказ через другой агрегатор или через профиль напарника, который временно не работает. Кроме того, у нас любой человек, имеющий водительские права и 3 года стажа, может совершено свободно стать таксистом. Например, рабочий отработал 8 часов на заводе, а после смены сел в машину, включил прием заказов и поехал таксовать в ночь. Формально для агрегатора он проработает 7-8 ночных часов и не превысит лимит, но фактически человек почти сутки будет без отдыха, безопасностью движения тут и не пахнет.
Кроме того, в предложенные 12 часов рабочего дня не входят ожидание заказа, посадка-высадка клиентов и ремонт автомобиля. Эти оговорки позволяют легко „накрутить“ 2-3 дополнительных часа к лимиту рабочего времени.
Таксисты перевозят людей, это ответственная работа, и нельзя так к ним относиться.
Конечно, водители хотят заработать денег, принести их в семью, и вопросы безопасности и здоровья отходят на второй план. Было бы куда правильнее, если бы Минтранс ограничил рабочий день таксиста 8 часами, а агрегаторы умерили бы свои аппетиты и снизили бы ставку отчислений, что бы водители могли за это время безопасно заработать и им, и себе».