Как испытывали «Суперджет»? Инфографика
Sukhoi Superjet 100 — первый российский пассажирский самолет, сертифицированный в соответствии c авиационными правилами CS-25 Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). «Суперджет» имеет не только сертификат Международного авиационного комитета (МАК), но и сертификат EASA, позволяющий европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых приняты нормы EASA, получать и эксплуатировать SSJ 100 (сертификационное название семейства самолетов RRJ — Russian Regional Jet).
Сборку прототипа самолета производили на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре (сейчас КНААПО им. Ю. Гагарина), а первый опытный экземпляр «Суперджета» представили в сентябре 2007 года. Первый полет SSJ 100 совершил 19 мая 2008 года с заводского аэродрома Дземги. В ходе испытаний проверили все основные системы «Сухого», а также провели оценку характеристик самолета на больших углах атаки с участием пилота-эксперта МАК Владимира Бирюкова.
Многие испытания SSJ 100 проводились за пределами России. Так, испытания на соответствие европейским требованиям по шуму на местности и на устойчивость лайнера к воздействию радиочастотных полей высокой интенсивности проходили в Италии, недалеко от Турина, на базе, сертифицированной по евростандартам. Эксплуатацию в условиях высокогорья проверили в Армении и Мексике, а эксплуатацию при боковом ветре — в Исландии, в аэропорту Кеблавик, где взлетно-посадочные полосы построены под углом 90° друг к другу. Когда ветер дует вдоль одной из них, он становится боковым для другой, что дает возможность производить испытательные посадки при боковом ветре вне зависимости от его направления.
Во Франции, на испытательной базе компании «Снекма», провели сертификационные испытания, касающиеся попадания в двигатель различных предметов, в частности, по забросу крупной птицы в вентиляторную ступень двигателя. По «Суперджету» стреляли из пневматической пушки тушками птиц разных размеров. Это были и воробьи, и чайки, и даже гуси. Таким образом специалисты также проверяли на прочность стеклянные элементы и уязвимые места: стыки с окантовкой и боковые форточки.
Кроме того, двигатель «Суперджета» SaM146 прошел испытания градом и осколками льда. Для них заготовили 14 тонн града диаметром в 12-14 мм. Его прессовали из мелкой ледяной крошки. Для заброса смонтировали специальные установки: четыре пушки, в каждую из которых закладывалось до 31,6 кг града.
Во время испытаний на посадку для оценки поведения лайнера на покрытой водой взлетно-посадочной полосе в аэропорту Раменское спроектировали специальный бассейн. Также лайнер испытывали на взлетно-посадочных полосах, покрытых снегом и грязью слоем более 5 см.
Одно из самых опасных испытаний — сваливание в штопор — провели в Комсомольске-на-Амуре. Специалисты подтвердили, что самолет не штопорил, а «парашютировался», оставаясь полностью управляемым.
Наземные испытания «Суперджета» также включали в себя проведение аварийной эвакуации, а в ходе контрольных испытаний выполнялись типовые полеты со «служебными пассажирами» по воздушным трассам из Раменского в Краснодар, Оренбург, Уфу, Челябинск и другие города. Всего SSJ 100 совершил около 70 рейсов продолжительностью более 150 часов, в ходе которых была подтверждена надежность функциональных систем и бортового оборудования.
Сертификационные испытания завершились 28 января 2011 года. «Суперджету» был выдан сертификат АР МАК, и через три месяца, 21 апреля 2011 года, самолет № ЕК-950015 (заводской № 95007) АК «Армавиа» совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Ереван — Москва. Спустя год, 3 февраля 2012 года, SSJ 100 получил европейский сертификат EASA.
Всего, по данным АО «Гражданские самолеты Сухого», во время полномасштабных испытаний SSJ 100 было выполнено 200 программ стендовых, наземных и летных испытаний, в том числе 25 специальных программ. Летная программа составила почти 2600 летных часов. В ходе испытательных полетов самолеты SSJ 100 опробовали свыше 20 аэропортов России, СНГ и Европы.
Смотрите в инфографике АиФ.ru, как именно испытывали SSJ 100.