Исследователи из Президентской академии оценили перспективы российского высокоскоростного железнодорожного сообщения в России с учетом международного опыта.
Путешествие из Петербурга в Москву
Высокоскоростные железные дороги (ВЖД) являются, пожалуй, одним из самых прорывных среди всех технологических достижений второй половины XX в. К началу 2020 г. в трех десятках стран мира находилось в эксплуатации свыше 52,4 тыс. км линий ВЖД. Еще 11,9 тыс. км были в стадии строительства.
В экспертной среде транспорт рассматривается как важнейший фактор экономического развития.
Исследования последних лет позволили внести ясность в вопрос о том, как именно инфраструктурная и транспортная доступность влияют на работу компаний и рынки труда.
Сближение регионов порождает положительные эффекты, которые проявляются через снижение транспортных расходов и потенциально ведут к росту производительности труда.
В мире подобный транспорт стабильно занимает нишу дальности поездок на 400-800 км. В России высокоскоростное железнодорожное сообщение только начинает развиваться. Пока введен в эксплуатацию лишь участок «Москва — Санкт-Петербург», который нельзя в полной мере отнести к высокоскоростным магистралям (ВСМ). То, что от Москвы до Питера довольно резво бегают поезда «Сапсан», еще ни о чем не говорит. Дело в том, что бегают они по тем же железнодорожным путям, что и обычные. А пути проходят по тем же местам, что и первая в России «чугунка», строительство которой столь красочно описано в стихотворении Некрасова «Железная дорога». Помните:
— Папаша! Кто строил эту дорогу?
— Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Для настоящей ВСМ нужны не только особые поезда, но и особое полотно с инфраструктурой. К 2030 г., как было анонсировано на совещании у президента РФ в феврале этого года, пассажиропоток между Петербургом и Москвой по этой чудо-дороге увеличится на 35%. Первые поезда (не «Сапсаны») должны быть предоставлены для сертификации в 2026 г.
В проекте также ВСМ «Москва — Казань», строительство которой еще не началось. В перспективе реализация проектов ВСМ до Адлера, Самары, Екатеринбурга, Уфы, Перми.
Зарубежный опыт
Возникает вопрос: как оценить позитивный экономический эффект от развития ВСЖ в нашей стране, если статистическая база пока отсутствует.
Эксперты Президентской академии говорят, что это можно сделать пока только на чужом примере.
Итак, о чем говорит зарубежный опыт? Оценки специалистов отражают значимое позитивное влияние скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на экономическое развитие стран. Так, увеличение протяженности высокоскоростных железных дорог в разных странах Европы и Азии приводило к существенному росту ВВП на душу населения.
В ряде стран мира инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта интенсивно развивалась в последние несколько десятилетий, отвечая на формируемый отраслями экономики запрос на увеличение связности территорий и повышение скорости сообщения между ними, вызванный внедрением новых технологий и интенсификацией производства. Некоторые страны (например, Китай) совершили мощный рывок в этой сфере. В результате данный вид транспорта активно используется для пассажирских и грузовых перевозок, создавая ощутимую экономию времени в пути.
Так, во Франции за 19 лет протяженность линий ВЖД увеличился в 1,9 раза, а ВВП на душу населения — в 1,8 раза. Для Италии те же цифры составили 3,8 и 1,6. Для Южной Кореи — 2,7 и 1,9 соответственно. Китай, достижения которого измерялись на более коротком временном отрезке, показал самый интенсивный рост. За 16 лет страна нарастила протяженность ВСЖ в 69 (!) раз, а уровень ВВП — в 8.
Поскольку в России еще не развито высокоскоростное железнодорожное сообщение, полученные данные можно использовать в качестве ориентира при расчете потенциальных эффектов реализации будущих проектов ВСМ. А когда ВВП на душу населения будет расти? Когда высокоскоростные магистрали появятся. О той прекрасной поре и о тех счастливцах, которые будут в ней жить, еще в XIX написал все тот же поэт Николай Некрасов.