Примерное время чтения: 14 минут
5784

Дорога раздора. Кому принадлежит тротуар: пешеходу или самокату?

Яна Хватова / АиФ

Соревнования на тротуаре

«Сегодня днём меня с младшим сыном чуть не сбил парень на электросамокате! — возмущается Евгения. — Хорошо, что мой ребёнок совсем рядом со мной шёл».

Евгения и её соседи уже несколько сезонов подряд страдают из-за школьников-любителей экстремального спорта. Молодые люди облюбовали тротуар возле трёхэтажного дома и каждый вечер при хорошей погоде собираются, чтобы кататься и выполнять трюки на небольших ступеньках. Иногда школьники приносят доски и сооружают препятствия, чтобы трюки выполнять было сложнее.

Каждый вечер жильцы дома слышат шум колёс скейтбордов и самокатов, музыку из портативных колонок, а иногда и мат, проскальзывающий в громких разговорах несовершеннолетних.

«Самокат и скейтборд — это спортивный снаряд, — говорит Татьяна, другая жительница дома по Кировоградской. — Ни танцоры, ни боксеры, ни самбисты не выносят свои спортивные снаряды для тренировок на тротуары. Страшно представить, что тогда будет. Никому в голову не придет кататься зимой по улицам на коньках и лыжах. Все идут в парк, в лес, на каток, стадион».

Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Жильцы дома обращались в администрацию района, где им ответили, что поблизости есть площадки для занятий спортом. Только вот по адресам, выданным в администрации, нет рамп, бордюров и других приспособлений для экстремалов. Только баскетбольные кольца, футбольные ворота и специальное покрытие для любителей бега, кататься по которому невозможно.

«Этим скейтерам предлагают кататься на стадионе, но для них места там нет, говорит Евгения. — Там дорожки, место для баскетболистов и турники. Школьников здесь у дома собирается очень много, по 12-15 человек. А как они себя ведут!».

Прошлой осенью пожилая соседка Евгении и Татьяны попыталась сделать замечание группе подростков, катающихся под окнами. В ответ молодёжь окружила её и напугала. Она начала отмахиваться от мальчишек палочкой и случайно ударила одного из них. По словам жильцов дома, из-за этого женщина очень распереживалась, у нее сильно пошатнулось здоровье. Зимой она умерла.

Двухколёсный убийца

Любители самокатов и другой колёсной техники — беда не только жильцов пермского дома. Самокаты постепенно заполоняют улицы. В основном, конечно, ими пользуются не экстремалы, устраивающие соревнования друг с другом, а обычные горожане. Но происшествий с участием самокатчиков становится только больше.

В июле прошлого года москвич на электросамокате столкнулся с 88-летним мужчиной. Пенсионер погиб на месте. В позапрошлом году в результате столкновения с электросамокатом женщина упала и получила тяжёлую травму позвоночника.

В середине мая в комиссии Мосгордумы по безопасности прошёл круглый стол, на котором депутаты обсудили судьбу электросамокатов, а затем предложили внести изменения в ПДД, приравняв электротранспорт к мопедам.

«В настоящее время учет ДТП с отдельными видами электротранспорта не предусмотрен и не осуществляется. Действительно, рост числа подобных средств передвижения вызывает определенную озабоченность», — цитирует ВРИО начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве Алексея Диокина сайт Мосгордумы.

«В Москве уже происходили случаи, когда водители электросамокатов сбивали пешеходов. Люди при таких столкновениях получали серьезные травмы. Однако никакой ответственности водители гироскутеров, электросамокатов и сегвеев сейчас не несут, поскольку они приравниваются к пешеходам. В России уже зафиксированы четыре летальных исхода от таких столкновений», — сообщил на круглом столе председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

Самокаты в общем потоке с пешеходами — проблема не только российская. The Washington Post пишет, что за год в Лос-Анджелесе из-за электросамокатов травм было больше, чем из-за велосипедов. В исследовании, на которое ссылается издание, учитывались как травмированные водители самокатов, так и те пешеходы, которых сбивали самокатчики.

В ноябре прошлого года в Мадриде произошло ДТП со смертельным исходом. Два человека, катившиеся на одном электросамокате, сбили 92-летнюю женщину, которая упала и ударилась головой об асфальт. Скорость, с которой двигался электросамокат, была средней для этого вида техники — 30 кмч.

Отличный городской транспорт

Ангелина Муллаханова не так давно приобрела электросамокат. Она — опытный велосипедист, но до работы предпочитает добираться именно на электросамокате. Так, по её словам, получается даже быстрее, чем на трамвае. Предложение депутатов Мосгордумы приравнять электросамокаты к мопедам ей не нравится:

«Я не водитель автотранспорта, у меня нет прав, поэтому я против такой реформы. Я не рискну ездить по трассе, да и что тогда будет? Начнется куча ДТП, на мой взгляд, ведь автомобилисты считают, что они главные на дороге. Мой электросамокат может достигать 35 км/час, но по нашим неровным дорогам из-за неустойчивости электросамокатов, мало кто рискнет двигаться с такой скоростью. Есть, конечно, электросамокаты более продвинутые, более устойчивые и дорогие, которые достигают скорости до 80 км/час. Но поддерживать такую высокую скорость под силу только опытным водителям с отличной физической подготовкой и на шоссейной дороге, где нет светофоров. Я еду в легком темпе со скоростью примерно 10-20 км/час».

Ангелина Муллаханова.
Ангелина Муллаханова. Фото: Из личного архива

Ангелина отмечает, что электросамокат — отличный городской транспорт 21-го века: экономичный, недорогой, достаточно быстрый и комфортабельный, но даже по выделенным полосам для двухколёсного транспорта ездить не удобно:

«Пешеходы не соблюдают правил, свободно хотят по ним, и приходится иногда сигналить, чтобы отошли. Я придерживаюсь некоторых правил: езжу по правой стороне, останавливаюсь, когда объезжаю мам с детьми, перехожу дорогу в положенном месте и пешим ходом. Стараюсь не гнать, ни на велосипеде, ни на электросамокате, если вижу большое скопление людей. Можно позволить себе немного разогнаться, если видишь свободную от людей дорогу. Часто, когда я „пешеход“, велосипедисты обгоняют меня с такой скоростью, что сердце замирает. Врезались пару раз в меня, извинялись и дальше ехали. Один раз велосипедист промчался с такой скоростью, что поцарапал нос моей собаке и даже не остановился! Призываю всех владельцев любых двухколесных агрегатов быть внимательными на дороге и уважать друг друга».

Ограничений на использование самоката нет

Юрист Фёдор Леппа объясняет, что правила дорожного движения уделяют достаточное внимание регулированию движения на велосипедах, а вот тот, кто управляет самокатом, с точки зрения закона является пешеходом.

«К пешеходам можно отнести и скейтбордистов. Можно свободно, как в известной песне, — на самокате мчаться по двору, — говорит Леппа. — При этом необходимо учитывать, что это не должно нарушать прав других лиц (например, права жителей на тишину в установленное законом время). Велосипедистам, водителям мопедов и более габаритных транспортных средств необходимо учитывать ограничения ПДД по передвижению в жилых зонах и на дворовых территориях».

Прав на управление электросамокатом, электровелосипедом получать пока не нужно, если мощность двигателя составляет менее 0,25 кВт.

Фёдор Леппа согласен с жильцами дома по Кировоградской, что велосипеды, самокаты, скейтборды можно отнести к спортивным снарядам. Но вот оборот и использование спортивных снарядов, по общему правилу, свободны:

«Специальные ограничения могут устанавливаться для отдельных видов спортивных снарядов. Например, Федеральный закон „Об оружии“ предусматривает ограничения по хранению и использованию огнестрельного и холодного спортивного оружия».

Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Он поясняет, что столкновение пешехода и человека на велосипеде является ДТП, так как велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель. Столкновение с «обычным» пешеходом не считается ДТП.

В полиции дополняют, что к пешеходам в России приравниваются те, кто передвигается в инвалидной коляске без двигателя, ведёт (то есть идёт рядом, а не едет) велосипед, мопед, мотоцикл, везёт санки, тележки, детскую или инвалидную коляску, а также использует для передвижения роликовые коньки, самокаты и что-то похожее: сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты.

Российские города отданы автомобилям

Доцент кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ Андрей Головин убеждён, что в целях безопасности нужно разграничивать пешеходов и велосипедистов или других пользователей колёсной техники. Не важно, для каких целей используется велосипед, поясняет он, для целевых поездок по городу, или как развлечение, или занятие спортом.

«Для спортивно-рекреационных поездок это могут быть специальные маршруты, для экстремального спорта — специальные площадки, а если это транспортное перемещение по городу, то должны быть выделенные полосы», — говорит специалист.

Он убеждён, что вводить в России запрет на электросамокаты не нужно, но требуется регулирование.

«Игнорировать их нельзя. Это — удобное средство перемещения. Лучше управлять их пользованием, а не запрещать. В настоящее время идет формирование политики в отношении индивидуальных легких колесных видов транспорта, обсуждения ведутся во Франции, Германии, Испании, США. Одна из проблем с самокатами — не только безопасность, но и замусоривание города брошенной техникой. В большинстве случаев принимаются решения не запрещать, а регулировать. В Мадриде электросамокаты были на какое-то время запрещены после несчастного случая, но затем запрет отменили, ввели ограничение скорости. Радикально подошли к вопросу в Гамбурге и Мельбурне. В центральных частях этих городов ввели общее для всех видов транспорта ограничение скорости до 30 кмч. Это не требует выделения отдельных полос для велосипедов и других колёсных видов, все едут в общем потоке вместе с автомобилями. В центральных частях города приоритет отдаётся пешеходам, общественному транспорту и людям на колёсах — велосипедах, самокатах. Это решает проблему пробок в городах. Такой вариант для России тоже приемлем. Это не требует больших инвестиций для строительства выделенных полос, реконструкции улиц».

Фото: АиФ/ Ульяна Трескова

Специалист отмечает, что в Москве есть прекрасный пример улицы, на которой существенно снизили скорость движения — Большая Дмитровка:

«Ранее это была двусторонняя улица, которая всегда была забита машинами, стоящими в пробке. Сейчас автомобили движутся в одном направлении со скоростью около 20 кмч. Пешеходы могут пересекать её в любом месте, это не ограничено. Велосипедисты и люди на самокатах движутся в общем потоке. Таксисты рассказывают, что улица никогда не стоит, хоть медленно, но движется. Но в целом российские улицы отданы автомобилям. Примеров, где приоритет отдан пешеходам — практически нет».

Андрей Головин, комментируя ситуацию с жильцами дома по ул. Кировоградской, соглашается, что есть проблема: у школьников нет места для катания.

«Для них это удобное место, не загруженное пешеходами и машинами. Если пешеходов много, то они кататься не будут, так как неудобно делать трюки и сталкиваться. Если у молодёжи есть потребность заниматься такими видами спорта, то нужно сделать такую площадку. Город на этой территории пока не предложил удобные условия для жизни детей. В Перми есть шикарный скейт-парк, туда приезжает молодёжь со всего города. Мне кажется, подобные сооружения должны быть во всех районах».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах