Примерное время чтения: 5 минут
19118

Чем фуникулер отличается от канатной дороги?

Категория:  Транспорт
Ответ редакции
Канатная дорога на Expo 2000 в Ганновере.
Канатная дорога на Expo 2000 в Ганновере. Фото: Commons.wikimedia.org/ JuergenG

Канатная дорога представляет собой подвесной объект, а фуникулер — это разновидность рельсового транспорта. Но в движение фуникулер приводится не локомотивом, как поезд, а при помощи канатов, таким образом его считают еще и одной из разновидностей канатной дороги. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого закреплены вагоны.

В фуникулерах чаще всего используются два вагона с жестко соединенными стальными тросами. По устройству фуникулер близок к канатной дороге. Главное отличие заключается в том, что вагоны фуникулера движутся по рельсам, а на канатной дороге вагон, вагонетка, кабина или кресло едет по кабелю, не касаясь земли. Их передвижение обеспечивает тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами.

Фуникулёр в Швейцарии.
Фуникулёр в Швейцарии. Фото: Commons.wikimedia.org

Где используются фуникулеры и канатные дороги? 

Фуникулеры используются для перевозки пассажиров на крутых подъемах на короткие расстояния. Их часто применяют в условиях сложного рельефа местности. Фуникулеры есть в Париже, Барселоне, Бергене, Праге, Стамбуле, Неаполе, Генуе, Бергамо, Лиссабоне, Киеве и других городах. Помимо своей транспортной функции, они служат аттракционом для туристов. В России фуникулеры есть во Владивостоке и в Сочи. Однако публичного доступа к сочинскому фуникулеру нет, так как он предназначен только для перевозки отдыхающих санатория. 

Канатные дороги также используются как городской транспорт. Например, такую функцию выполняют Нижегородская канатная дорога, канатная дорога в Москве, соединившая Воробьевы горы и «Лужники», канатная дорога острова Рузвельт в Нью-Йорке, портлендский Aerial Tram, сингапурский Cable Car, Ngong Ping Skyrail в Гонконге, медельинский Metrocable, каракасский Metrocable, Air Line в Лондоне и т. д. Канатные дороги также используют для подъема горнолыжников и сноубордистов на вершины гор. Бум строительства канатных дорог начался во второй половине XX века, когда во многих странах началось строительство горнолыжных курортов для массового туризма. 

Какие преимущества и недостатки есть у фуникулера? 

Фуникулер может преодолевать крутые склоны и горные трассы с уклоном до 35°. Для него не нужно строить дорогу, вырубать деревья и заливать все асфальтом. Такое транспортное средство тратит минимум электроэнергии: электричество используется не для подъема и спуска вагонов, а для того, чтобы преодолеть силу трения, тормозить и компенсировать разницу в весе вагонов. Внутри фуникулера пассажиры не ощущают наклона, положение пола вагонов почти горизонтальное.

Среди минусов — небольшая длина пути: если тяговой канат будет слишком длинным, он может порваться. Также фуникулер имеет более низкую грузоподъемность по сравнению с колесным транспортом. 

Подъёмник в ущелье реки Адырсу в Кабардино-Балкарии.
Подъёмник в ущелье реки Адырсу в Кабардино-Балкарии. Фото: Commons.wikimedia.org/ LxAndrew

Какие преимущества и недостатки есть у канатной дороги? 

Одним из преимуществ канатной дороги является экологичность. Канатки бесшумны, и от них нет никаких вредных выбросов в атмосферу. Канатная дорога может заменить собой мосты, переходы, облегчить подъем в горы и т. д. и при этом обеспечить довольно быструю скорость передвижения (14-22 км/ч). Кроме этого, гибкий подвесной путь канатной дороги позволяет иметь большие пролеты в несколько сотен, а иногда и тысяч метров. Такой вид транспорта позволяет соединять конечные пункты по кратчайшему расстоянию с уклоном трассы в вертикальной плоскости до 45°.

Из недостатков — стоимость билета на канатную дорогу выше, чем в общественном транспорте. Минусом канатных дорог также являются сложность выполнения строительно-монтажных работ и низкая вместительность кабинки (даже если она рассчитана на четырех человек, спортивный инвентарь двух человек нужно вешать снаружи, поскольку внутрь он не влезет).

Канатная дорога между Нижним Новгородом и Бором — самая длинная в Европе.
Канатная дорога между Нижним Новгородом и Бором — самая длинная в Европе. Фото: Commons.wikimedia.org/ A.Savin

Какая провозная способность у фуникулера и канатной дороги? 

Провозная способность пассажирской канатной дороги может достигать 2000 человек в час, грузовой канатной дороги — до 10000 тонн в час. Канатная дорога с отцепляемыми креслами позволяет увеличить производительность до 4000 и более человек в час. Фуникулеры имеют более низкую провозную способность. Они могут перевозить около 600 пассажиров в час. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах