Российский транспорт, как правило, нещадно критикуется соотечественниками. Усталые россияне, вынужденные пользоваться его услугами постоянно, зачастую не замечают плюсов и особенностей, которые улавливает взгляд со стороны.
«Поезда там ходят как поезда»
Шведская журналистка Анна-Лена Лаурен в материале для издания Dagens Nyheter поделилась своим опытом знакомства с российским транспортом, особенно выделив поезда и электрички.
«В России я езжу на метро и троллейбусах практически каждый день. Общественный транспорт в Москве весьма развит: есть автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и экспрессы. Сотни тысяч людей ездят каждое утро из пригородов в центр на электричках», — пишет госпожа Лаурен.
Как и россияне, шведка отметила, что комфорта в транспорте не хватает, а в метро, например, «приходится затыкать уши, чтобы не оглохнуть от грохота вагонов».
Главное достоинство, которое отметила Анна-Лена Лаурен, — на общественный транспорт в России можно положиться вне зависимости от капризов природы.
По мнению автора материала, в России не существует такого хорошо известного шведам понятия, как «зимний хаос».
Несмотря на то, что Швеция — страна северная, там, по утверждению Анны-Лены Лаурен, такие капризы природы, как сильные морозы и снегопады, приводят к транспортному коллапсу, нарушению графика движения поездов, автобусов и т. д. В Швеции к такому явлению давно привыкли.
При этом в России, как пишет журналистка, график движения выдерживается даже в Сибири при температуре ниже минус 40 градусов: «Поезда там ходят как поезда».
«Надеюсь, что модернизация никогда не доберётся до России»
Общаясь со своей российской подругой, Анна-Лена Лаурен пришла к выводу, что многочасовые опоздания и перерывы в движении из-за непогоды россиянам почти неизвестны. Журналистка приводит слова подруги о ситуации, когда возникло обледенение: «Сразу же послали людей, чтобы очистить пути».
По мнению Анны-Лены Лаурен, наличие в распоряжении российского железнодорожного ведомства целой армии рабочих, готовых действовать в любой момент, позволяет оперативно решать проблемы.
Шведская журналистка отмечает, что у нее в стране распределение ресурсов и отказ от физического труда в результате автоматизации процессов сделали подобную ситуацию невозможной.
«Я надеюсь, что модернизация никогда не доберётся до России в плане контроля над состоянием железных дорог», — пишет Анна-Лена Лаурен.
«Мы ждали чего-то похожего на то, что разогревают в микроволновке по дороге в Манчестер, а получили настоящий банкет из свежих блюд»
Иностранцы, в том числе иностранные журналисты, очень часто используют российский железнодорожный транспорт. Подобное путешествие по России позволяет, пусть и в режиме блица, знакомиться с регионами, удаленными от столицы порой на тысячи километров.
В декабре 2018 года журналистка The Sunday Times Magazine Кэти Гласс со своим коллегой Робом Риндером отправились в путешествие на поезде Москва — Пекин и рассказала в Twitter о поездке.
Перед отправлением репортеры запаслись самым необходимым: тремя литрами водки, бутылкой шампанского и икрой.
Для поездки британцы выбрали вагон СВ, однако поначалу Риндера не устроили маленькие размеры помещения, в котором, по его мнению, нельзя было перенести длительную поездку. Впрочем, как пишет Кэти Гласс, в дальнейшем оказалось, что условия были очень достойные: «Наше купе было вполне современным, с настенными телевизорами и сверхбыстрым Wi-Fi. Душевые были чистыми и горячими».
Также британцы отметили отличное питание в вагоне-ресторане и душевных проводников, угощавших их чаем с шоколадками. У читателей Кэти Гласс настоящим хитом стали шоколадки «Аленка» и металлические подстаканники.
Саму же Кэти больше потряс обед в вагоне-ресторане: «Мы сидели за столом и ждали чего-то похожего на то, что разогревают в микроволновке по дороге в Манчестер, а получили настоящий банкет из свежих блюд. Нам приносили тарелки, полные селедки с луком, миски с вкуснейшим горячим борщом, блины, которые подавали со сметаной и икрой».
Что касается видов за окном и на станциях, то британка сравнила русскую природу со сказочными пейзажами Нарнии. Потрясали журналистов и русские попутчики во время небольших остановок: «Мы надевали термобелье, лыжное снаряжение, унты и выходили на платформу, где встречали русских мужчин, курящих на платформе в шортах при температуре в минус 30 градусов».
Отметила Кэти и иронию россиян, с проявлением которой она познакомилась в Перми. Во время остановки британцы покупали хлеб и молоко, а местные жители невозмутимо посоветовали «не забыть купить „Балтику 9“». Журналисты приобрели напиток и поняли подвох только в вагоне. Кэти Гласс призналась, что пить «девятку» не смогла, а вот ее попутчик втянулся в процесс, стремясь «почувствовать себя настоящим русским».
Meanwhile IN the carriage I’m being pestered to start a campaign to get @RobbieRinder a lifetime’s supply of Báltica 9 pic.twitter.com/xEskmOSb5T
— Katie Glass (@katieglassST) 28 декабря 2018 г.
«Такого точно бы не произошло со мной в британском поезде»
Разумеется, чрезвычайно активно иностранцы пользовались российским транспортом в период чемпионата мира по футболу-2018. Причем журналисты решались на эксперимент, отправляясь в поездку плацкартными вагонами.
Ведущий футбольный обозреватель NY Times Рори Смит провел сутки в российском плацкарте в пути из Екатеринбурга в Самару.
Узнав, что конечной станцией поезда является курортный город Анапа, мистер Смит сравнил этот маршрут с поездкой британцев из Манчестера на испанский курорт Фуэртевентура.
Спартанские условия плацкарта Смита не потрясли, в отличие от запахов, которые исходили от еды попутчиц, мамы и дочери.
«Мой настрой во время путешествия был бы гораздо лучше, если бы спустя два часа мои соседи не достали вареные яйца и маринованные огурцы. Этот запах никогда не выветрится», — писал Смит.
This is my home for the next 24 hours. Ekaterinburg to Samara. Turns out it’s the train to Anapa, a Black Sea resort, so it has the feel of a Manchester-Fuerteventura flight. pic.twitter.com/PxsQN4iBfd
— Rory Smith (@RorySmith) 22 июня 2018 г.
Впрочем, настрой репортера вскоре изменился. Дело в том, что Смит не взял в поездку почти ничего съестного. Голодного иностранца спасла та самая соседка с маринованными огурцами.
«Я совершил тактическую ошибку, просчитался, так сказать, не взяв в дорогу нормальную еду. А всю наличку потратил на вафли. Поэтому двери вагона-ресторана были для меня закрыты. А там можно было поесть спагетти с сыром или сэндвичи, — пишет журналист, — И вот я лежу на своем месте ... и чувствую, что меня кто-то толкает. Мама предлагает мне миску с огурчиками, помидорами, колбасой и хлебом и всем своим видом показывает, что я должен это съесть. Потом она достала кекс и тоже протянула в мою сторону. И всем своим видом показывала, что это надо есть, все хорошо... Я все съел, это было потрясающе».
Россиянка не успокоилась и на этом, как рассказал Смит: «Я поблагодарил женщину и показал, что мой живот полон. А мама достала упаковку клубничных печенек. Прибегнув к помощи Google-переводчика, я объяснил женщине, что ей еще ехать дальше, а я наелся. Но она меня проигнорировала и положила печенье ко мне в сумку».
«Я не из тех, кто будет кричать о том, что такого вам не расскажут о России в масс-медиа, но уверен, что такого точно бы не произошло со мной в британском поезде. Конечно, я редко езжу в поезде без мешков с конфетами, но все же. Спасибо, леди. Ешьте яйца сколько угодно», — так закончил отчет о поездки обозреватель NY Times.
«Куриные грудки и водка — все общее»
Журналист издания El Mundo Хавьер Колас отправился в поездку в российском плацкартном вагоне в ноябре 2018 года. По его признанию, он хотел окунуться в атмосферу подобных путешествий до того, как этот класс вагонов переживет объявленную РЖД модернизацию.
«Опыт поездки на поезде по России возвращает вас к рассказам о человеке, который растворился в необъятности XIX и XX веков. Большая часть этой магии вот-вот исчезнет, потому что в этом году „Российские железные дороги“ решили обновить вагоны третьего класса, добавив машины по продаже газировки и занавески», — пишет испанец в материале под названием «Спать с сотней».
Хавьер Колас честно признался, что назвать поездку в подобных условиях хорошей или плохой нельзя, но она запоминается надолго: «В вагоне царит товарищеская атмосфера, где куриные грудки и водка — все общее. При этом в плацкартах есть все, кроме дверей. В этом практически открытом пространстве люди спят сами и уважают чужой сон».