Логично, что из-за падения цен на нефть должно дешеветь и топливо, в том числе и авиационное, но о серьёзном падении цен на керосин речи не идёт. По данным Росавиации, в московском регионе в январе цены на топливо не изменились. В аэропорту «Домодедово» тонна керосина стоила 36 тысяч рублей, а в «Шереметьево» — 33 тысячи рублей. Почти не изменилась стоимость топлива и в Санкт-Петербурге: по данным ОАО «Вологодское авиапредприятие», в «Пулково» она составила 31 845 руб. по отношению к 32 395 руб. за тонну в ноябре прошлого года.
Особый керосин
Одной из главных причин, которая может повлиять на стоимость авиационного топлива в России в новом году, является не стоимость нефти, а изменение налогового законодательства, которое вступает в силу с 1 января. В нашей стране вводится обратный акциз, суть которого заключается в том, что аэропорт может возвращать себе размер этого акциза или по факту его просто не оплачивать. В связи с этим цены на керосин действительно могут немного упасть. Что же касается падения цен на нефть, то вместе с ними падает и рубль, а значит, и стоимость авиационного топлива в связи с этим не изменяется. Так, несмотря на некоторое снижение стоимости топлива при заправках за рубежом, его цена для отечественных компаний, получающих прибыль в основном в рублях, примерно соответствует российской.
Кроме того, с 2015 по 2017 год в России серьёзно меняется система налогообложения, происходит так называемый «налоговый манёвр»: ставка НДПИ растёт, и при этом снижаются экспортные пошлины, то есть основная налоговая нагрузка ложится на добычу полезных ископаемых. По факту это приводит к росту цены нефти на внутреннем рынке и, соответственно, стоимости нефтепродуктов внутри страны. Это не может не отразиться на авиационном топливе.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов»:
«Если оглянуться на предыдущие случаи колебания курса рубля и стоимости нефти, можно заметить, что цены на топливо менялись в России меньше, чем за рубежом, что связано с особенностями российского рынка. В России он более монополизирован, более зависим от административного регулирования, чем на Западе, и именно поэтому рост цен на нефтепродукты у нас — это более привычное явление, чем их снижение. Исходя из этих особенностей, можно сказать, что мы, безусловно, можем ожидать некоторого снижения цен на авиационный керосин, но факторов, которые говорят за их повышение, всё же значительно больше».
Борьба с монополией
Стоит отметить, что последнее незначительное снижение цен на авиатопливо произошло в 2008 году из-за претензий Федеральной антимонопольной службы, которые, в свою очередь, были связаны с тем, что российское авиационное топливо стоило значительно дороже европейского: 1380 против 1270 долларов за тонну керосина.
Нельзя исключать, что это может повториться и в 2015 году: на совещании от 9 декабря президент России Владимир Путин выразил своё недовольство тем, что стоимость топлива растёт на фоне падения цен на нефть, и призвал ФАС разобраться в этом вопросе.
Независимый авиаэксперт Алексей Захаров:
«К сожалению, наш опыт показывает, что снижения цен не будет. Когда мировая стоимость растёт, наши нефтяники и производители топлива говорят: нам нужно хотя бы примерно соответствовать мировым ценам. Когда она падает, они говорят: нам же нужно покрывать убытки, возникшие за счёт экспорта, и мы не можем понижать цены внутри страны. Поэтому-то мы и видели за последние годы скачки цен на нефть, но не видели серьёзного падения цен на нефтепродукты. Цены могут упасть только в том случае, если на нефтяников надавит правительство. Что же касается заправок за рубежом, то и здесь не наблюдается серьёзных колебаний стоимости авиационного керосина по тем же причинам».
Что будет с ценами на билеты
Более всего из-за этого страдают перевозки на внутренних рейсах: и без того убыточные и окупаемые за счёт государственных субсидий и зарубежных перелётов, в условиях кризиса они могут стать убыточными вдвойне — повышать цены на них нельзя, иначе люди и вовсе могут перестать пользоваться авиатранспортом. Что касается субсидируемых рейсов, то два основных направления с дешёвыми билетами — Сочи и Крым — судя по всему, сохранятся. Не прекратятся полёты и в труднодоступные местности, куда добраться и вовсе можно только авиатранспортом: они чаще всего являются стратегическими для государства, и бросать их на произвол судьбы никто не будет. В то же время ожидать, что в ближайшее время правительство будет вкладывать средства в развитие убыточных авиаперевозок на других местных направлениях, не стоит.
Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт»:
«В среднем по отрасли, издержки авиакомпаний за год увеличились на треть. В первую очередь это связано с лизингом самолётов и другими услугами, которые оплачиваются в долларах. Исходя из этого, авиаперевозчики смогли поднять только тарифы, которые устанавливаются на международных авиалиниях в иностранной валюте. А вот на внутренних авиалиниях подорожание, которое было бы пропорционально росту издержек, не произошло. Связано это с тем, что платёжеспособность тех, кто летает по России, очень низкая, и если поднять стоимость авиабилетов на треть, то пассажиропоток сократится значительно, что приведёт к ещё большим убыткам для авиакомпаний. Главный вопрос сегодня — какие меры правительство примет для того, чтобы поддержать авиационную отрасль».