«Когда волнения в Украине начались, российский пускать не стали, один паром только ходил, — рассказывает моя попутчица Татьяна. Тут тогда такие пробки были, жуть».
Сейчас ситуация налаживается. Чтобы сократить очереди на переправах, должны начать курсировать два катамарана, хотя точное время начала их работы пока неизвестно.
Переправа через Керченский пролив — по сути, переправа из Россию в Россию, однако здесь стоят пограничники, ведётся таможенный контроль. Это связано с тем, что новые границы России и Украины до сих пор не укреплены и не обозначены окончательно — приходится принимать меры предосторожности.
Очередь на переправу
Наш рейсовый автобус медленно въезжает на территорию порта «Кавказ» и останавливается. У переправы очередь из нескольких десятков легковых и грузовых машин, желающих попасть на паром. «Если маленький паром дадут, мы ж все не поместимся. Автобусы много места займут, а если ещё и фура приедет», — рассуждают между собой стоящие в очереди водители.
В здании морского вокзала — касса, где можно купить билет на паром для себя и своего автомобиля. Взрослый билет стоит 162 рубля, детский — 76 рублей. Есть здесь и зал ожидания, где парома ждут пассажиры без автомобилей.
«Берём вещи, выходим из автобуса и подходим вон к тому окошу», — командует водитель. Окошко — это пункт досмотра украинской полиции, об этом сообщает висящая на нём табличка.
Со стороны пролива дует ветер.
— Холодно-то как, — говорит своему мужу стоящая за мной пожилая дама.
— Ты кофточку надень. Чай, не майдан. Море тут, — отвечает ей супруг.
Очередь идёт быстро. Пассажиры протягивают документы полицейскому в окошке, он записывает данные, отдаёт паспорта. Дальше всех направляют по двору порта в зону таможенного и пограничного контроля.
«Вещи на ленту. Мелочь, сотовые телефоны и ключи достаём из карманов, ремни снимаем, проходим через рамку. Забираем вещи и идём к окнам пограничного контроля», — инструктирует входящих сотрудник таможенной службы.
У пункта пограничного контроля снова выстраивается очередь. Тут всё как в аэропорту: подходишь по одному, отдаёшь паспорт, отвечаешь на вопросы пограничников. «Куда направляетесь? С какой целью? Едете впервые? Есть ли у вас дети?» — допрашивает пограничник. Он долго крутит в руках паспорт, считает страницы и пытается на свет разглядеть место, где вклеена фотография. Потом берёт линейку, прикладывает её к фото и начинает сличать его с оригиналом. Вначале глаза: пограничник смотрит на фото, затем на владельца паспорта. Потом нос. Так продолжается, пока страж порядка не пройдёт всю фотографию. Удостоверившись, что оригинал и фото — одно лицо, пограничник возвращает паспорт, в который вложена синяя полоска с номером.
— А это зачем?
— Это жетон, когда загружаться на паром будете, у вас заберут.
Далее — чистая зона. В зале ожидания пластиковые стулья и буфет. Моя попутчица Татьяна едет в Севастополь, к сыну. Он у неё военный моряк, служит штурманом.
На досмотр всех пассажиров автобуса ушло минут 40. Рассаживаются по местам. Через некоторое время в автобус входит пограничник, собирает жетоны, желает счастливого пути. Автобус направляется к парому.
— Проезжаешь по правую сторону, давай влево, заезжаешь в середину, — расставляет машины сотрудник паромной службы.
Поездка «туда»
Паромная переправа через Керченский пролив была открыта в сентябре 1954 года. Она проходит в самом узком месте пролива: расстояние от берега до берега всего 2,5 мили (5 километров). Время в пути — 20 минут.
«Всё, можно выйти из автобуса и погулять», — объявляет водитель и глушит мотор. На палубе дует холодный ветер, пассажиры парома кутаются в тёплую одежду. Но она не спасает. Погреться можно либо в автобусе, либо в тёплом зале парома. «Здесь переправляются безлошадные. Я один из них», — смеётся пассажир парома Игорь. Он едет из Новороссийска в Керчь, получать российский паспорт.
«Работаю в новороссийском порту. У нас в Керчи тоже порт есть — и не один. Но работы никакой. Я сам моряк, но в Новороссийске в море ходить не пускают, нет загранника. Вот еду за российским паспортом. Потом получу заграничный — и в море, — говорит Игорь.
Время ожидания идёт очень медленно, кто-то из пассажиров уже спит на сиденьях, кто-то смотрит фильм, кто-то читает книгу.
— Ой, мама, мы поплыли, — кричит мальчишка и смотрит в окно. В темноте видно, как в порт заходит небольшое судно.
— Нет, это тот корабль плывёт, а мы пока стоим.
Раздаётся один звонок, потом ещё один.
— Всё, сейчас будем отчаливать, — говорит Игорь.
И тут же слышится команда капитана «можно работать».
Паром медленно разворачивается и выходит в море. За кормой бурлит черная вода. Пытаюсь сквозь темноту разглядеть море. «Отойдите от края, пожалуйста, тут кругом верёвки, не дай бог, оступитесь», — предупреждает Игорь.
Тридцать минут в пути проходит незаметно. Паром причаливает в порт Крым. Пассажиры собираются в автобусе и выезжают на крымскую землю.
«Интересно, а тут ничего смотреть не надо будет?». «Сейчас узнаем» — переговариваются пассажиры. Проезжаем пост. Рядом с ним стоят военные в масках. Останавливаемся на минутку — просто водитель автобуса решил кого-то поприветствовать — и едем в Керчь.
Дорога обратно
Обратная дорога из Керчи в порт «Кавказ» по времени оказалась дольше первой на час. Хотя с крымской стороны меньше пунктов досмотра: нет полицейского контроля, зато есть большие пробки.
— Интересно, мы успеем на паром? — волнуются сидящие в автобусе пассажиры.
Чтобы избавить нас от очередей и быстро оформить билеты на паром, водитель собирает у нас паспорта.
— Это не правильно, паспорт вообще не надо никому давать, — возмущается одна из пассажирок.
— Я могу вам отдать, тогда сами стойте в очереди за билетами на переправу!
— Какие билеты, у нас всё входит в стоимость билета на автобус!
—Входит, но билет ведь ещё и выписать надо. Такие правила.
— Женщина, не задерживайте водителя, иначе мы тут сутки проторчим, — возмущаются пассажиры автобуса. Бунтарка послушно отдаёт паспорт водителю. На оформление билетов уходит минут 20, далее — погрузка на паром. Наш автобус занимает последнее место. Отправления ждём недолго, около 35 минут.
Отплываем. Люди поднимаются на палубу и любуются морем. Днём плыть веселей: бурлящее море, ясное небо над головой и чайки — главное развлечение пассажиров.
— Ой, смотри-смотри, рыбу схватила и полетела, — кричит маме девочка.
— Они прикольные такие и красивые, правда? — спрашивает у своего молодого человека девушка.
Почти все фотографируются.
Причаливаем, выезжаем на берег и встаём в очередь перед таможенным и пограничным контролем. На стене здания контроля вывеска «Добро пожаловать в Россию».
— Блин, да зачем всё это нужно, из России в Россию едем, — возмущаются пассажиры.
— Как для чего? — успокаивает таможенник. У нас границы на том берегу нет ещё. Стоят два поста и всё. Как узнать, кто и зачем сюда едет. Да и паром, как и самолёт, стратегический объект.
«Что так долго-то? Что они пялятся в этот паспорт? Вот я б сразу узнал, ты там или другой человек нарисован. Даже пусть тебя цветными карандашами нарисовали, — пытается подшутить над своей женой один из пассажиров.