Кибермошенники активно эксплуатируют доверие пенсионеров, выманивая у них по телефону и онлайн крупные суммы денег. Схемы обмана хорошо известны, но люди до сих пор верят преступникам. Социальный психолог Алексей Рощин объяснил, почему так происходит, и как помочь тем, кто уже «на крючке».
«Аферисты могут запугивать или же делать вид, что очень хотят помочь – сулят выгоду, подбадривают, обещают решить какую-то проблему, - говорит эксперт. – Но не все пенсионеры им поддаются; преступники выискивают слабые звенья. Обычно это люди, которые ждут чуда либо же у которых есть повышенная потребность в защите».
Есть несколько признаков, которые подскажут, что человек уже находится под влиянием мошенников. Во-первых, жертва мошенников реже выходит на контакт с родственниками, становится более скрытной. А во-вторых, меняются привычки человека и сценарии поведения. Уговоры и убеждения зачастую оказываются бесполезными, поэтому более надежный выход – разорвать физический контакт с мошенниками, то есть забрать на некоторое время телефон.
«Ни в коем случае не нужно ругать потерпевшего – мол, не послушался, создал проблему. Наоборот: лучше предоставить человеку максимум заботы и любви. Обязательно нужно сказать, что он не виноват, что вместе вы со всем справитесь. В конце концов, произошедшее – важный сигнал родственникам обманутого. Возможно, семья отдалилась от него, он ощутил себя одиноким, и это сделало его уязвимым перед аферистами», - резюмировал психолог.
Ранее эксперты рассказали о том, какие способы обмана применяют мошенники, и как можно предотвратить преступления в отношении пожилых людей.