Мода на старые вещи захватила Россию. Люди покупают плёночные фотоаппараты и камеры, приобретают виниловые проигрыватели и печатные машинки. Есть даже те, кто принципиально не хочет менять кнопочный телефон на суперсовременный смартфон.
Мода на ретро
Виктория Тузова уже несколько лет ведёт проект «Раритет-Винтаж», в рамках которого занимается поиском, ремонтом винтажных вещей, продажей ретро-техники и предметов декора через интернет. По её словам, существует две причины, почему люди стали интересоваться предметами из прошлого. Во-первых, так они выражают протест против современного мира. Производители часто экономят на материалах, приносят в жертву внешний вид изделия, его качество, ради количества. К тому же, многие нынешние технологии принижают значимость человеческого опыта и умения. Например, от владельцев цифрового фотоаппарата требуется гораздо меньше концентрации и способностей, чем от того, кто пользуется плёночной техникой. Во-вторых, многим нравится старый дизайн. В отличие от вечно меняющихся трендов и направлений современности, в ретро люди имеют дело с уже проверенными временем избранными образцами техники. С теми, которые дожили до наших дней благодаря своей нехитрой и надежной конструкции.
«Мода на ретро — это протест против постоянно изменяющегося мира и желание вернуться в “аналоговую” эпоху с потрескивающим ламповым звуком из радиоприемника, одной ценной фотографии вместо тысячи бесполезных, к вещам простым и надежным. На популярность старинных предметов так же повлияли декораторы, которые давно заметили, что дозированное использование ретро предметов в интерьере создаёт уют и ощущение, что в доме давно живут и умеют ценить красоту», — отметила Виктория Тузова.
Виниловые проигрыватели
Виктория утверждает, что самый большой спрос сейчас именно на ретро аудио. В первую очередь на винил. На втором месте идёт ламповая и транзисторная техника — усилители, проигрыватели, радиоприёмники. Тут востребованы именно винтажные экземпляры, потому что про многие из них можно точно сказать, «больше таких не делают».
Ценители музыки утверждают, что звук с виниловых пластинок даже сравнивать нельзя с тем, что идёт из компьютерных колонок. Такого же мнения придерживается 25-летний Евгений Гуменный. Его увлечение винилом началось случайно, после того, как мама подарила сломанный граммофон. Он его починил и начал слушать. Затем был патефон и, в конце концов, появился виниловый проигрыватель.
«Звук с него — лучший после настоящего концертного, но при условии, что он воспроизводится на оборудовании высшего класса. Аудиосистема громоздка и при этом величественна. Кажется, что музыку можно даже пощупать. Когда ты слушаешь винил, то не смеешь отвлекаться на другие вещи, потому что сидишь строго напротив аппаратуры и полностью погружаешься в мелодию. А если включаешь её на компьютере, то делаешь что-то ещё и половину пропускаешь мимо ушей. Ухаживать за пластинками тоже приятно. Это превращается в целый ритуал. Их нужно мыть, периодически смахивать пыль и прогревать технику около 15 минут перед сеансом.
Мне всегда нравилась ретро-техника. Не люблю современность. Правда, кроме винилового проигрывателя, из старины у меня только радиоприёмник. Я мечтаю купить себе «Волгу» ГАЗ-21 или «Москвич-408», — говорит Евгений.
Плёночные фотоаппараты
Следующей по популярности, после винила, идёт плёночная фототехника. На неё в магазинах есть устойчивый спрос. Как объясняет Виктория Тузова, профессиональная техника даёт опытному фотографу дополнительные возможности, а базовая — пользуется популярность благодаря «ломографии» (жанр фотографии, который показывает жизнь такой, какая она есть, часто в расфокусе — прим. ред.). Есть даже целая философии вокруг неё: «Сделай меньше, но лучше», «Ценность кадра не зависит от крутизны оборудования». Это и побуждает молодых фотографов использовать для своих работ советские «Ломо», «Смену», «Зенит» и т.д. Студент Роман Ендовицкий снимает на «Зенит» и утверждает, что фотографии, сделанные на старую технику, имеют большую ценность, нежели современные.
«Мне вообще нравится плёночное изображение. Если вижу фильм, снятый на плёнку, то сразу ставлю ему плюсик. Как мне кажется — это средство выражения, которого нельзя добиться от “цифры”. Она дышит, придаёт снимку особенный смысл. А самый кайф, когда показываешь уже готовые работы людям, а они тебе говорят: “Как классно! Это Photoshop или что-то ещё?”. Они не понимают, что это снято на плёнку. И всё дело здесь лишь в расположении объекта, хорошем свете и правильном экспонировании.
Есть у меня ещё одна задумка, которую бы очень хотелось воплотить в жизнь. Найти старую видеокамеру и поснимать людей на плёнку. Пусть всего 30 секунд и даже без звука, но может это будет неким приветом из прошлого, через призму которого откроется новая грань нашего настоящего», — рассказывает Роман.
Пишущие машинки
С фотоаппаратом всё понятно, но зачем людям пишущие машинки в век компьютерных технологий, для многих остаётся загадкой. Как объяснил коллекционер пишущих машинок Александр Трофимов, пенсионеры их покупают потому, что не могут овладеть ноутбуками и предпочитают набрать текст по старинке. Студенты и люди, работающие в творческой сфере, держат дома в качестве детали интерьера. Присутствие портативного «Ундервуда» или «Континенталя» в квартире подчёркивает индивидуальность их владельца. Есть ещё и небольшая группа коллекционеров, которые собирают машинки, потому что восхищаются инженерными особенностями этих устройств, подробно изучают бренды, производителей, технические характеристики, историю, литературу и документоведение. Большинство поклонников хранят пишущие машинки, прежде всего как сувениры — вещи со своей историей, которую они продолжают.
«В некоторых российских организациях до сих пор используют пишущие машинки, потому что на них удобно заполнять типовые бланки разных форматов — легко попасть в нужную графу, тогда как принтеры могут ошибиться. Кроме того, страховые агенты прибегают к помощи механических агрегатов для дополнительной защиты документа, так как их оттиск оставляет на оборотной стороне соответствующий рельеф, что снижает возможность фальсификации. В нашей стране, например, машинки нужны кадастровым палатам и ФСО. После утечек Wikileaks спецслужбы некоторых стран тоже перешли на них.
Сам предпочитаю использовать компьютер. Я человек пишущий по профессии и, если буду использовать машинку на работе, то меня не поймут. Хотя, конечно, люблю попечатать на ней и делаю это с большим удовольствием, потому что так отдыхаю. Можно набирать всякую ерунду и чувствовать себя при этом великим творцом, эмоционально разгружаться.
Многие люди говорят, что таким образом уходят от цифровой реальности», — объясняет Александр Трофимов.
Кнопочные мобильные телефоны
Конечно, мобильные телефоны не такие старые, как пишущие машинки, но сейчас техника развивается настолько быстро, что обычные кнопочные гаджеты кажутся древнее динозавров. Однако, не смотря на это, молодые люди нередко покупают себе «кирпич» без выхода в интернет, камеры и других радостей смартфонов. И спрос на такие вещи растёт. Примером может послужить тот факт, что компания HMD решила перевыпустить телефон «Nokia-3310». Там нет 4G, зато имеется выносливый аккумулятор и игра «Змейка». Именно из-за игр и удобства в обращении Артуру Семёнову, 27-летнему геологу, нравится «Nokia N-Gage QD».
«“Nokia N-Gage QD” — что-то среднее между телефоном и приставкой. Отлично подходит для того, чтобы коротать время в метро. К тому же он у меня ассоциируется со школьными годами, — говорит Артур Семёнов. — Есть правда и второй телефон — это iPhone. Его использую для доступа в сеть и рабочих звонков. Интернет-зависимости у меня нет, просто для тех же “Яндекс.Карты”, “Сбербанк Онлайн” и почты нужен интернет. Для всего остального есть Nokia. Я вообще не люблю сенсорные экраны, потому что каждое слово на них приходится набирать раз по десять. Потому долгое время мечтал вернуться к кнопкам, что, в конце концов, и сделал».