Иван Панченко — цыганский поэт, пишущий стихи на русском языке, под псевдонимом Иван Романо. Дом, в котором живёт семья Панченко, построен из красного кирпича, большой, просторный. Кованый забор, бетонные ступеньки, большие окна. Внутри — высокие потолки, картины во всю стену. Цыгане говорят, каким бы большим не был дом, их душе в нём все равно тесно. Внутри, на стене — репродукция картины Репина «Охотники на привале», на полках — книги, выстроившиеся в ряд фамилии русских классиков. Хозяин дома по первой профессии — учитель русского и литературы.
Супруги Панченко, Галина и Иван, как и многие цыгане, люди гостеприимные. Они сразу провожают к столу с угощениями: здесь и рыба, и курица, и разносолы, и овощи, и фрукты, и торт. Галина признаётся, что сейчас готовит меньше, чем раньше.
«20 лет этому дому, мебель вся старая. Раньше у нас было много гостей. Но сейчас не так,
Ивану Панченко 74 года. Он седой, молчаливый. Галина вспоминает, как в свои 16 влюбилась в совсем другого Ивана: настоящего удалого цыгана из кочующей семьи. Потом была оседлость, работа, заботы и проблемы со здоровьем.
«Не так давно он перенёс инсульт, совсем был плохой, — рассказывает жена Панченко. — Сейчас ему лучше — ходит только медленно и говорит невнятно. А ещё и диабет врачи у Вани обнаружили. Он исхудал на глазах, я испугалась, поэтому мы почти сразу перешли на инсулин».
Они вместе уже добрых 50 лет, но повенчаться решили совсем недавно.
«Вот наше венчание, четыре года назад решили, когда прошли через огонь и воду, — Галина бережно достаёт из фотоальбома снимок, — мы и зарегистрированы не были долго, потом пришлось узаконить отношения. Знаете, как я считаю — если хочешь жить с человеком — живёшь просто так, а если
Галина вспоминает одну историю, которая навсегда врезалась ей в память, когда ей было 11 лет. «Хорошо помню одну девушку, которая якобы оказалась "нечистой", и её отцу на свадьбе при всех повесили хомут, насмехались над ним, поставили рядом со столом дырявое ведро. Но ведь в то время никто не думал о физиологических особенностях женского организма. Ведь девственна девушка или нет, может сказать только врач. Сейчас всё иначе. А в то время поступали просто
Саро! Откочевали!
В жизни Галины Иван был первым и единственным.
«Моя мама была троюродной сестрой Ивана. Мы все цыгане — одна большая семья. И лучшая почта у нас — язык. Вот до моих родителей дошло, что есть такой образованный молодой поэт. Недолго думая, они меня и засватали. Привезли к Ване из родного Новосибирска в незнакомый
Познакомились и сразу поженились — так за них решили родители Галины. Их — образованных городских цыган, не смутило даже кочевое прошлое семьи Ивана.
«Мы были городские. Понимаете, это другой слой. Там люди образованные, грамотные. Ещё при царе Горохе городские цыгане меняли лошадей, бизнесом занимались, — рассуждает Галина. — Иван же был из другого цыганского сословия — кочевых».
«Папа меня привезёт в
В 1956 году цыганам запретили кочевать. И семья Ивана перешла на оседлый образ жизни.
«К тому времени он уже много стихов написал. И о кочевой жизни тоже», — раскладывает книги мужа на столе Галина.
«Саро! Откочевали!», — смеётся Иван. «Саро»
Супруги Панченко — оба педагоги. Иван окончил пединститут в
«Его приглашали учиться в Москву в литературный институт имени Горького. Но он опоздал на экзамены, и вынужден был вернуться в
В каждой нации есть дикари
У семьи Панченко двое сыновей, Михаил и Василий, и старшая дочь Оксана.
«У дочери взрослый сын Дмитрий. Сегодня придёт к нам в гости. А Михаил с Василием с нами живут, на втором этаже. Развелись оба. Со мной здесь и сестрёнка моя младшая — Таня с младшим сыном Ромкой, тоже она с мужем развелась. Так что наш пример крепкой семьи никто не перенял».
Галина предлагает посмотреть дом, проводит на второй этаж, показывает спальни домочадцев.
«Расскажите о тех цыганах, которые в первую очередь приходят на ум обывателю — которые воруют, слоняются по улицам и просят милостыню, гадают, обманывая людей? Вы таких знаете?».
«Нет, мы с такими цыганами не общались, и не будем общаться, — пресекают разговор супруги Панченко. — Знаете, в каждой нации есть дикари. Это же не значит, что вся она плохая. От человека многое зависит. Он может быть кочевым, но иметь природный ум, тактичность».
«Ну, а по поводу гаданий — все цыгане гадают, — добавляет Галина. — Но у нас в семье этого не было».
Галина говорит, что так уж сложилось исторически, что цыгане всегда выживали, боролись за свое место в жизни,
«Взволновало до слёз»
Внизу слышны голоса и смех.
«О, как раз мальчики пришли. Пойдёмте вниз».
Племянник Галины второклассник Рома встречает своих двоюродных братьев — Михаила и Василия.
Они присаживаются к столу, включают музыку. Комната заливается цыганскими голосами. Звучит песня цыганского композитора Владимира Голощанова.
«Голощанов написал музыку к папиному стихотворению „Старик“. Мы его всегда слушаем и любим», — говорит Василий.
«Папа у нас талантище. Голощанов его так долго искал и счастлив был невероятно, когда нашёл», — добавляет младший сын Михаил.
«Он 30 лет сочинял музыку к стихам Ивана, исполнял потом эти песни в Австралии, Америке, Израиле. Но никогда его не видел и не знал, откуда он, где живёт. Однажды гастролировал в Краснодаре. И встретился в нашей цыганской автономии с её председателем Владимиром Смаиловым. В разговоре Владимир сказал, что знает Ивана Романо — что в жизни его зовут Иван Панченко и живёт он здесь, в Краснодаре».
«Он приехал ко мне ночью. Мы с ним разговаривали всю ночь, он так меня взволновал, до слёз…», — рассказывает
«Но только ты не плачь», — успокаивает его супруга.
«После той встречи мы больше не виделись. Вскоре он умер. Молодым, в 50 лет».
Цыганской душе и стен большого дома мало
«Как раз сейчас мы планируем к выходу ещё одну книгу Вани» — рассказывает Галина. Друзья семьи называют её музой Панченко. Галина в ответ только улыбается. По секрету делится, что «муз» в жизни мужа было много. Он человек страстный, влюбчивый.
«Прощала, принимала. Ну, что ж с ним поделаешь?».
«Вы знаете, сейчас уже не так пишется, понемножку, — говорит цыганский поэт. —
Иван прижимает сжатый кулак к губам и тяжело вздыхает. Галина садится рядом с ним на диван и говорит: «Ванечка, пойдем, наверх. Ты уже утомился, да и время уже семь - укол пора делать». Постаревший цыган осторожно хватается за локоть жены, подтягивается и встает.
«Зато семья у меня большая и дружная. Знаете как у нас тут весело, когда все собираемся – взрослые, дети, братья, сестры. Песни поем, танцуем. Цыгане так привыкли жить. Цыганской душе и стен большого дома мало».