Примерное время чтения: 8 минут
2322

Уважение или рекламный ход? Активисты пресекают продажу символов Победы

Яна Хватова / АиФ

Для многих российских предпринимателей праздник 9 Мая — это не только великий День Победы, но и возможность заработать на символах этой даты. В преддверии праздника на прилавках магазинов можно увидеть алкогольную продукцию с прикреплённой к ней георгиевской лентой, а в некоторых клубах в ночь с 8 на 9 мая стриптизёрши одеты в военную форму. Для того чтобы пресекать все случаи осквернения символов Победы, в Москве и Петербурге появилась организация «Патруль Победы». Волонтёры организации внимательно отслеживают факты кощунственного обращения с великими символами и останавливают тех, кто пытается нажиться на подвиге предков. «Мы хотим донести до людей, что нельзя использовать священные атрибуты памяти в корыстных целях, — объясняет координатор движения в Петербурге Юрий Силантьев. — Победа не должна продаваться!»

«Патруль Победы» действует в Москве и Петербурге. Фото: Движение "Патруль Победы"

От рекламы до стриптиза

В России каждый ребёнок знает: георгиевская лента — символ Победы в Великой Отечественной войне. К этому символу нужно относиться с почтением и носить его на груди в знак уважения ко всем ветеранам, которые защищали Родину. Перед 9 Мая все города украшаются баннерами с текстом поздравлений и изображением георгиевской ленты. На улицах этот атрибут великого праздника раздают волонтёры. Также ленту можно бесплатно получить при выполнении различных операций в банке или при покупке книги в некоторых магазинах.

Однако есть и такие предприниматели, которые используют символ Победы в корыстных целях — для увеличения прибыли магазинов, киосков или клубов. Одни продают в магазинах товар с прикреплённой к нему георгиевской лентой, вторые обещают в подарок солдатскую пилотку при покупке на определённую сумку, третьи идут на другие ухищрения.

Так, в Петербурге продавались кокошники с георгиевской лентой за 5 тысяч рублей. Первым девяти клиентам предоставлялась скидка в размере 9% в честь Дня Победы. Лишь на днях товар был снят с продажи.

Волонтёры фиксируют рекламные акции, связанные с Днём Победы и пресекают их.
Волонтёры фиксируют рекламные акции, связанные с Днём Победы, и пресекают их. Фото: Движение "Патруль Победы"

Водку оставили, а ленты раздали

Один из самых распространённых видов осквернения символов Победы — помещение георгиевской ленты на какой-либо товар для улучшения его продажи. Как правило, ленту привязывают на бутылки с крепким алкоголем. Когда волонтёры видят подобное нарушение, они отправляют официальные обращения главам района и города, а также приносят обращение с просьбой решить проблему и подписями всех активистов администрации магазина. «У нас нет задачи вызвать людей на конфликт, — рассказывает Юрий Силантьев. — Мы всегда здороваемся и вежливо объясняем суть вопроса и оставляем свои контакты. Даём сутки на то, чтобы продукцию убрали с полок. В основном, предприниматели соглашаются с нашими доводами. Серьёзных конфликтов у нас ни с кем не было».

Активисты сами сняли георгиевские ленты с бутылок водки.
Активисты сами сняли георгиевские ленты с бутылок водки. Фото: Движение "Патруль Победы"

Если же на другой день активисты видят, что к их просьбам не прислушались, они начинают действовать более радикально. Нет, волонтёры не лезут в драку, не угрожают предпринимателям и не наклеивают на дверь магазина стикер с надписью «фашисты». Они просто сами убирают нежелательный рекламный плакат или снимают георгиевские ленты с товаров. «У нас было несколько таких прецедентов, причём все в крупных сетевых супермаркетах, — отмечает Силантьев. — Товар с полок никто так и не убрал, и мы сами аккуратно сняли георгиевские ленты с водки, не трогая бутылок. Ленточки мы потом раздали ребятам».

«Не дань уважения, а рекламный ход»

У всех волонтёров «Патруля Победы» есть основная работа или учёба, и никто из них специально не ищет нарушения по городу. Если активист случайно увидел факт неуважительного отношения к символам Победы, он будет работать над его устранением. Так, сам Юрий Силантьев по дороге из аптеки домой увидел в одном из известных цветочных магазинов большой плакат, на котором были изображены георгиевская лента и архивное фото ленинградцев, благодарящих советских солдат. Надпись на плакате гласила: «Дорогие ветераны Великой Отечественной войны! 8 и 9 мая скидка на все цветы 25%!»

Сеть цветочных магазинов продаёт ветеранам цветы с 25% скидкой.
Сеть цветочных магазинов продаёт ветеранам цветы с 25% скидкой. Фото: Движение "Патруль Победы"

Юрий был возмущён увиденным. «Обычно ветераны берут в магазинах гвоздики для возложения их к памятным местам, — говорит координатор петербургского движения. — Гвоздика стоит 40 рублей. Получается, данный магазин предлагает скидку в размере 10 рублей — это ничтожная сумма! Разве это дань уважения ветеранам? Если бы руководители магазина на самом деле чтили ветеранов, они бы вышли на улицу и просто подарили бы ветеранам цветы. А так — это просто рекламный ход с целью завлечь покупателей и нажиться на памятной дате». Юрий отправил обращения с описанием инцидента руководителю администрации района, в котором находится магазин, и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, а также составил письмо в адрес администрации торговой точки. В результате рекламный плакат исчез.

В ночных клубах проводят вечеринки с использованием атрибутов Великой Победы.
В ночных клубах проводят вечеринки с использованием атрибутов Великой Победы. Фото: Движение "Патруль Победы"

«Если увижу потёртую ленту, сделаю замечание»

Активисты «Патруля Победы» не только следят за применением символов Победы в торговле, но и обращают внимание на то, как носят георгиевскую ленту жители городов. Хотя это и не входит в обязанности «патрульных», волонтёры просто не смогут пройти мимо человека, который завязывает ленту на ботинках вместо шнурков или не следит за её сохранностью и чистотой. «Разумеется, срывать ленточки с одежды людей никто не будет, — подчёркивает Юрий. — Но, если я, например, увижу, что у кого-то на антенне машины висит уже грязная и потёртая георгиевская лента, я подойду к владельцу автомобиля и сделаю замечание — не как представитель организации, а просто как гражданский человек».

За время своей деятельности участникам «Патруля Победы» удалось устранить десятки случаев использования символов Победы в коммерческих целях или неподобающим образом. Активисты думают о том, чтобы создать такое же движение в Волгограде и Мурманске, но рассчитывают на то, что через несколько лет их движение будет не востребовано. «Мы очень надеемся, что наше государство придёт к тому, чтобы не только устранять, но и не допускать факты коммерческого использования памяти Великой Победы, — говорит Силантьев. — Когда это наконец произойдёт, наша деятельность будет не нужна, а пока что мы внимательно следим за тем, чтобы к ветеранам и к символам Победы относились с почётом и уважением».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах