Толерантность на словах
Обычная Таня — так родственники и друзья говорят про сценариста Татьяну Чурзину, девушку с тяжёлой формой ДЦП, всю жизнь доказывающую, что она — не особенная, а такая же, как все здоровые люди.
Девушка пишет жёсткие пьесы о современности, сотрудничает с несколькими театрами, а теперь ещё и учится на первом курсе московской школы-студии анимационного кино «ШАР». Это уже второе высшее образование у Татьяны. Три года назад она заочно окончила Волгоградский государственный университет. Таня по специальности историк. В вузе она изучала историю России и защитила диплом по проблемам толерантности.
«Толерантность — это больная тема для России», — говорит Татьяна.
«Таня столько рефератов написала, столько работ, — добавляет Танина мама Ольга Ивановна. — Она у нас грамотей по толерантности».
Тане тяжело говорить. С первого раза трудно привыкнуть к ее манере произносить слова: «Толерантность только на словах бывает в России», — растягивая каждое слово произносит девушка.
«Да, вот раньше как было, Киров со всеми национальностями находил общий язык, а сейчас...», — рассуждает Ольга Ивановна.
«Оля! — Таня обрывает маму, — она не о национальностях спрашивает, а о социальной толерантности».
«А что тут говорить? — Ольга Ивановна заметно грустнеет, — власти наши отчитались, что у нас город приспособлен для езды на колясках, а ни одного перекрёстка нет. Это просто какой-то кошмар!».
Таня живет вместе с мамой, папой и бабушкой в небольшой квартире в городе Волжском Волгоградской области. Почти каждый день они пешком ходят в местный кинотеатр — это почти пять километров. Здесь работает молодежный центр и школа-студия аудиовизуального творчества. Танина страсть — кино и анимация. Она — автор десятков роликов и заставок к местным кинофестивалям, а недавно по её пьесе в волжском драматическом театре даже ставили спектакль, быстро ставший скандальным — «Буратино.ру».
Неприличный буратино
На самом деле сценарий к известной сказке про деревянного мальчика Татьяна Чурзина написала уже давно. В ней в жёсткой форме критикуются современные нравы и ценности, а действие знакомой всем с детства сказки перенесено в современность. По замыслу режиссера театра Анатолия Иванова постановка предназначалась для зрителей категории «18+». Однако местным властям инсценировка показалась настолько взрослой, что они решили запретить «Буратино» к показу.
«Когда первый раз, два года назад, Иванов поставил «Буратино», для пап и мам был большой скандал, — рассказывает Ольга Ивановна, — мол, Буратино полуголый, постановка вульгарная... Но мы смотрели и ничего там «такого» не увидели».
Чтобы местные власти разрешили включить спектакль по сценарию Чурзиной в репертуар театра, режиссёр Анатолий Иванов внёс коррективы в постановку. Короткие шорты Буратино заменили на брюки, все персонажи приняли благопристойный вид, а некоторые начали читать рэп. Чиновников, в итоге, устроило. Сказка из разряда «для взрослых» перешла в категорию 12+ «и снова вернулась в репертуар, правда, с большими купюрами. Острые моменты пришлось удалить.
Тем не менее «Буратино.ру» не просто детская сказка про деревянного мальчика. Это спектакль о современных ценностях, где Карабас Барабас — злой продюсер, конкурирующий с папой Карло, Артемон — открытый гомосексуалист, а Мальвина — истеричная перфикционистка. Татьяна попыталась рассказать о том, каким она видит современный мир и людей в нём.
«"Буратино" — это моя любимая сказка, — говорит режиссер Волжского драматического театра, заслуженный артист РФ Анатолий Иванов, — в ней есть деревянный человечек. Он находит волшебный ключик от маленькой двери, за которой находится прекрасный театр, о котором я, как режиссер, мечтаю уже много лет. Я когда познакомился с Таней, был восхищен её смелостью и талантом. Наконец-то в нашей стране люди с ограниченными возможностями могут себя выразить. Нам этого всего в России, конечно, не хватает пока ещё».
Эскалатора и пандуса нет и в самом театре. Поэтому Татьяну Чурзину на премьеру «Буратино.ру» несут на руках.
«Я обожаю театр, я без него жить не могу, — говорит Татьяна Чурзина, — а так как я не могу работать в театре постоянно, то я решила организовать сцену на экране, поэтому заинтересовалась мультипликацией. Мы такие же люди, как и все. Просто нам нужны специальные приспособления, чтобы легче было осуществлять свои идеи и мечты».
В ближайших планах у Тани — закончить работу над анимационным роликом о борьбе и единстве противоположностей «Инь-Янь». Эта работа должна стать зачетной в рамках зимней сессии в школе анимационного кино.