Петербургский диггер Алексей Степанов (имя изменено, — прим. ред.) за два года совершил более 50 незаконных проникновений на территорию метрополитена. Молодой человек исследовал все тоннели, тайные ходы и укромные уголки петербургской подземки. Он даже незаконно купил форму и удостоверение сотрудника метро, чтобы не привлекать к себе внимания. Молодой человек видел строящиеся станции, заброшенные тоннели и секретные объекты. Несмотря на маскировку, диггер неоднократно попадался полиции, его штрафовали.
С недавнего времени наказания для диггеров были ужесточены, и теперь за нелегальное проникновение в тоннель метро можно получить реальный срок. Угроза лишения свободы заставила Алексея оставить вылазки в метро. Молодой человек не гулял по тоннелям уже несколько месяцев, однако до сих пор вспоминает о том времени с ностальгией: «Не передать то незабываемое чувство, когда в одиночестве идёшь по пустому тоннелю метро, — признаётся Алексей. — В этом есть свой шарм!».
Захотелось стать героем романа
В первый раз петербуржец Алексей незаконно проник в тоннель метрополитена два года назад. До этого его не привлекали экстремальные развлечения, такие как прогулки по заброшенным домам или охраняемым объектам. Желание тайно пробраться в подземку у Алексея появилось после прочтения книги «Метро 2033».
«Меня сильно впечатлило это произведение, — говорит диггер. — Мне захотелось, как и герою романа, идти одному по тоннелям, ощутить на себе романтику неизвестной жизни метрополитена».
Читайте также: Метро 2016. Правила пользования подземкой, которые полезно знать каждому
Чтобы пробраться в тоннель метро, петербуржец решил посоветоваться с опытными диггерами: те поделились кое-какой информацией, но как именно можно залезть в подземку, никто не объяснил — чем больше людей будет незаконно проникать в метро, тем легче будет их вычислить и задержать.
Молодой человек основательно подготовился к вылазке, в том числе — приобрёл спецодежду и достал поддельное удостоверение сотрудника подземки. Пробраться в метро у Алексея и его товарища получилось только с пятого раза. Степанов с другом спрятались в укрытии на строительстве одной из станций, а после закрытия метро вышли и пробрались в тоннель. В ту ночь диггеры прошли по перегону одну станцию. Это небольшое приключение так понравилось Алексею, что тот решил повторить его снова.
«Самое сложное — убедить сотрудников, что ты свой»
В течение двух последующих лет он незаконно пробирался на территорию метрополитена более 50 раз. На собственном опыте диггер изучил более 10 способов, как проникнуть в тоннели подземки. Алексей залезал в метро и днём, и ночью. Каждая такая вылазка сопровождалась большим риском — не только быть пойманным, но и риском погибнуть. «Днём в тоннеле включено напряжение и ходят поезда, под которые можно попасть, — объясняет диггер. — Ночью же выше шанс того, что работники метрополитена поймают вас и передадут полиции».
Чтобы не попасть под колёса, после проезда состава Алексей старался как можно быстрее добежать до сбойки или укрытия. Если в три минуты не укладывался, залезал на «банкетку» в тоннеле — устройство вроде бордюра. Так поездом не собьет, но вот машинист гарантированно заметит и сообщит постовому. Тогда диггера начнут искать, и из метро лучше выбираться. Степанов предупреждает: диггером может быть не каждый. При звуке приближающегося поезда и свете фар можно так испугаться, что впасть в ступор и никуда не убежать. В таком случае человек, гуляющий по путям, погибнет под колёсами состава.
Ночью рисков не меньше. Когда метро закрыто для пассажиров, рабочие занимаются техническим обслуживанием тоннелей. Они могут проявить бдительность и спросить документы. Зачастую поддельное удостоверение не помогало, и диггера сдавали в руки постового. Как признаётся сам Алексей, даже убегать от поезда не так сложно, как перехитрить сотрудников метрополитена: рабочие часто останавливают незнакомцев и проверяют у них документы.
Игра для взрослых
Алексей уверяет: в петербургское метро пробраться гораздо сложнее, чем в московское, а, следовательно, процесс становится намного увлекательнее. «В метро есть множество интересных объектов, — рассказывает диггер. — Я бывал на строящихся станциях, в заброшенных туннелях, которые оказались ненужными, видел воздушные установки, УШ — так называемые универсальные штреки: большие блоки, в которых в случае войны должны быть размещены бомбоубежища».
По ночам он пробирался в метро в одиночестве, а днём иногда водил с собой друзей: в это время меньше шансов быть замеченными сотрудниками подземки. За ночь друзья могли пройти под землёй полгорода: по словам диггера, путешествия в метро никогда не надоедали, и после одной вылазки хотелось как можно скорее совершить следующую. «Это затягивает и увлекает как квест, — рассказывает диггер. — Такая своеобразная игра для взрослых: всё рассчитать, переодеться в одежду работника метро, незаконно пробраться в подземку, убежать от поезда, обмануть сотрудников, уйти от полиции и достигнуть поставленной цели».
Бывших диггеров на работу не берут
Алексей попадался сотрудникам метро не меньше 10 раз: обхитрить рабочих удавалось далеко не всегда. Сначала за незаконное проникновение в метро просто штрафовали на 300-500 рублей, позже стоимость штрафа выросла в 10 раз и стала сопровождаться арестом на 15 суток. Несколько месяцев назад наказание ещё больше ужесточили: теперь диггерам грозит уголовная ответственность и лишение свободы. Такое нововведение заставило Алексея и других диггеров прекратить незаконные путешествия по подземке. «Очень жаль, что приняли такие поправки, — вздыхает он. — Хотя я понимаю государство, оно ведь действует на благо общества: чисто теоретически диггеры могут работать на террористов и закладывать в тоннелях взрывные устройства».
Читайте также: Жизнь под асфальтом. Диггер рассказал о тайнах нижегородских подземелий
Теперь быть диггером — не только опасное для жизни, но и уголовно наказуемое предприятие. С ужесточением наказаний даже самые опытные диггеры перестали пробираться в метро: сесть в тюрьму не хочет никто. По словам Алексея, вот уже несколько месяцев в Петербурге никто не пытается незаконно проникнуть в подземку.
Обретя желанную романтику в прогулках по тоннелям и потеряв её через два года, петербуржец даже задумался о работе в метрополитене, однако, скорее всего, его мечтам сбыться не суждено. «Аварийные службы работают по всей территории метро, у них есть возможность везде побывать, — говорит диггер. — Это интересная профессия. К сожалению, работники метро сказали, что все диггеры, в том числе и я, состоят в „чёрных списках“ у службы безопасности. Нас никогда не возьмут на работу в метро, потому что мы „неблагонадёжные“. Я был бы готов поработать в подземке, но знаю, что мне откажут, хотя я уже давно не попадался. Это печально: я мог бы стать хорошим аварийщиком, ведь я гулял по тоннелям не с целью коммерческой выгоды, а просто для души!».