Планов не строил
Стены его кабинета увешаны дипломами и благодарственными письмами. «Когда моя классная руководительница узнала о моём назначении на должность директора азовского профучилища, тут же позвонила. Смеётся и говорит: «Не верю, Андрей! Ну ладно тебя в милицию взяли, это я могу понять, но вот в образование!» – рассказывает Петров.
В семье Петровых пятеро детей: три старшие дочери (одна из них уже замужем и живёт отдельно) и двое сыновей-подростков. «Знаете, многие говорят: сначала институт закончим, потом дом построим, потом уж и детей родим. А мы с женой никогда специально ничего не планировали. Не испугало нас и то, что сначала жили в маленькой «однушке», – смеётся Андрей.
Он вспоминает, как его сослуживцы-офицеры пытались над ним шутить: «Ты такой молодой, а уже пятеро детей у тебя, когда успеваешь?» Андрей не терялся: «Я же сельский участковый. У нас в селе постоянно электричество отключают, а что нам без света-то делать?» Теперь Андрею Александровичу и его жене под 50. А у них нет-нет да и заходит разговор о том, что ещё парочка деток не помешала бы...
«Я по-другому сейчас воспринимаю отцовство. Уже не хочу торопить события, ждать, когда мои ребята повзрослеют. Когда я был моложе, то считал, что только моя точка зрения правильная. Я же взрослее, мудрее, поэтому детям и надо делать так, как я. Но они росли, и морально рос я. Сейчас моим сыновьям 15 и 13 лет, они часто слушают музыку, которую я вообще не понимаю. Однако я уважаю их вкус, и в дальних автомобильных поездках мы включаем музыку всех членов нашей семьи по очереди. Мою, конечно, больше, я же за рулём, значит, имею приоритет», – смеётся Андрей.
Крутили пальцем у виска
Андрей Петров 23 года прослужил в правоохранительных органах, на последнем месте работы входил в комиссию по делам несовершеннолетних, вёл надзор за условно осуждёнными, в том числе подростками.
«Меня всё время удивляло, что на комиссию с ребёнком приходит мама, – вспоминает он. – Где же папа: так занят или испугался? Я считаю, что, если моё чадо попало в непростую ситуацию, я должен находиться рядом с ним, чтобы понять суть дела. Даже если мой ребёнок виноват, он должен знать, что есть плечо, на которое он может всегда опереться. И это не значит, что я не буду его ругать».
После выхода на пенсию Андрей воплотил в жизнь свою давнюю мечту: решил организовать отцов и привлечь их к воспитанию детей – своих и… чужих. Сначала некоторые крутили пальцем у виска. Но он зарегистрировал некоммерческую общественную организацию «Совет отцов». Пришёл в азовскую школу № 9, где учились его дети, – на всю школу нашлись 11 пап, которые идею поддержали.
Начали с того, что решили насущные вопросы: спилили сухие деревья во дворе школы, настояли на запрете продавать спиртное и сигареты в ближайших ларьках. Потом организовали «Отцовский патруль». Ребята учатся в две смены и иногда возвращаются домой уже в темноте. Мужчины стали патрулировать безлюдные и потенциально опасные улицы, кого-то провожали до дома, кому-то помогали перейти оживлённый перекрёсток.
Азовские папы начали пополнять ряды «Совета отцов». И для многих из них поведение собственных детей на улицах было открытием. Дома ребёнок совсем иной, нежели в дворовой компании сверстников.
«Знаете, – рассказывает Петров, – многие отцы мне признались, что вечерние прогулки в патруле стали откровением: оказалось, что их чадо может курить и нецензурно браниться».
Названые сыновья
Андрей Александрович придумал ещё одно важное занятие для пап: наставничество. За благополучными отцами закреплял трудных подростков (стоящих на учёте в полиции и имеющих условные сроки), даже если семья у мальчишки была полная. Ведь подчас биологический родитель вообще не интересовался судьбой ребёнка, годами не замечал его. А тут при появлении «социального папы» вдруг начинал возмущаться: «Кто тебе батька? Я или тот дядька чужой?»
«Непросто с ребятами, у которых судьбы переломаны, – говорит Петров. – Но даже совсем безнадёжные парни, получившие поддержку пусть и неродного, но отца, смогли отступить от края и поменять свою жизнь».
Один из его названых сыновей, Артём, получил условный срок за то, что ударил ножом приятельницу матери, когда обе пьяные женщины принялись его воспитывать. Он попал к Андрею в ноябре. На босых грязных ногах – резиновые шлёпанцы. Андрей Александрович устроил мальчика в училище, выучил на повара. Недавно Артём с молодой женой приезжал к Петровым в гости.
«Ещё один мой названый сын остался без матери, её забил насмерть отчим, – продолжает Петров. – У родной тётки мальчик не прижился, в школе от него буквально рыдали и учителя, и ученики. Обратились к нам за помощью. Я долго не мог наладить с ним контакт, он смотрел как затравленный волчонок. Как-то предложил ему прогуляться, смотрю, а он что-то в карманах прячет. На мой вопрос с вызовом ответил: «Петарды! И что?!» А я предложил ему их вместе взрывать. Петарды бахали, мы прятались за оградой и хохотали. После этого мальчик стал со мной общаться, открылся. Сейчас он выучился, работает, наладил отношения с родственниками».
Когда сил нет
Эти счастливые истории не означают, что всё всегда бывает радужно. Иногда создателю «Совета отцов» кажется, что сил больше нет и на нового сложного ребёнка его педагогического опыта и терпения точно не хватит. Тогда ему на помощь приходит жена: её мягкость и женская мудрость спасали в совсем безнадёжных, как казалось, ситуациях.
Так было с Алексеем. Мать парнишки оказалась в тюрьме, отца нет. Он не ходил на занятия, убегал, даже пытался выпрыгнуть из окна, попал в психиатрическую больницу.
«Поедем, проведаем мальчика», – сказала Андрею жена. Собрали кое-какие продукты, приехали. Парень долго не мог поверить, что это к нему приехали Петровы, что именно для него привезли «вкусняшки». А потом, пройдя десятки инстанций и преодолев бюрократические барьеры, Андрей смог добиться, чтобы парня выпустили из больницы.
Дальше, двигаясь миллиметровыми шажочками, стали налаживать его отношения с матерью, она к тому времени освободилась. «Алексей вернулся в училище. Правда, сначала мог высидеть не более двух уроков. Ничего! И это победа, – рассказывает Петров. – Я просил всех преподавателей смотреть на его посещения сквозь пальцы. Было даже, что Алексей прятался ото всех в музее училища – там есть экспозиция с палаткой, в ней и отсиживался».
Сейчас парень на 3-м курсе, учится неплохо, занятия не пропускает, с учёта в полиции его сняли.
Со своими подопечными создатель «Совета отцов» старается общаться, как с родными детьми. Никакого заискивания и показухи, строгий, но справедливый. Хотя сам иногда не спит ночами – думает, не переборщил ли с воспитанием, не дал ли ненужную слабину.
Спрашиваю у него: «Как реагируют ваши собственные дети на то, что вы занимаетесь проблемами чужих ребят?» Он задумывается, а потом отвечает: «Гордятся. Но бывает и так, что мои парни с некоторой обидой говорят: «Пап, а как же мы?» Дочки-то постарше, понимают всё. Вот, например, вчера вечером я хотел пройти по городским компьютерным клубам – понять, кто там «зависает». А потом вспомнил, что обещал сыну выехать с ним за город и позаниматься вождением. Пришлось поход отменить, и мы часа 4 учились трогаться с места. Понимаю, что нельзя охватить необъятное, поэтому стараюсь находить баланс. Да и у моих сыновей такой возраст, что надо быть с ними рядом».