«Пленники» пандемии. Как живут россияне, застрявшие за границей

Сюжет Ситуация с коронавирусом в Европе

Государства одно за другим закрывают границы, чтобы остановить распространение коронавируса. Некоторые делают это настолько оперативно, что направляющиеся в них самолеты вынуждены разворачиваться обратно, а иностранцы не успевают вернуться домой.

Иногда люди оказываются почти в заложниках. В Черногории застряло около 1000 россиян. Балканская страна заявила, что не выпустит их из страны, пока Россия не эвакуирует на родину 50 черногорцев.

В мире находится порядка ста тысяч организованных туристов из России, отчитался Ростуризм. Сколько неорганизованных, остается только догадываться.

АиФ.ru пообщался с людьми, застрявшими в чужих странах.

Евгения Фомина, радиоведущая, чуть не застряла в Афинах:

Мы прилетели в Афины в субботу ранним утром. Все было спокойно. На проблему с коронавирусом намекали только развешанные по аэропорту блоки с санитайзером и отказ таксиста здороваться за руку. Еще висело объявление: если вы приехали из стран, где вспышка коронавируса, то стоит об этом предупредить, позвонив на горячую линию, и на 2 недели изолироваться.

В субботу утром какие-то магазины были закрыты, но мы не удивились: это же южная страна, здесь не очень активно трудятся. К полудню все открылось: работали рестораны, музеи, везде было много людей.

В воскресенье все начало резко меняться. Закрывались достопримечательности: Акрополь, храм Зевса, театр Диониса. Все они прекратили работу до конца марта.

На аптеках появились объявления о том, что внутрь одновременно пускают не больше 2 человек, а еще что распроданы все маски и дезинфицирующие средства.

В понедельник закрылись почти все рестораны и кофейни. Остались только те, что работают в режиме навынос и с доставкой. Весь персонал ходит в масках и перчатках.

Мы поняли, что надо отсюда выбираться. Оказалось, компания Aegean Airlines, национальный перевозчик Греции, отменила наш рейс. Узнали мы об этом случайно, когда заранее решили проверить его статус. Оказалось, такого рейса больше нет. Дозвониться в компанию было невозможно, поэтому мы поехали в аэропорт. Там были очереди почти у всех стоек авиакомпаний, самая большая — к греческой, потому что это крупнейший перевозчик страны. На удивление нам пришлось постоять всего минут 30. Все решалось быстро, нам без паники и спокойно обменяли билет. Не на тот день, в который мы планировали улетать, но всего на сутки позже.

Было весело, когда мы вернулись в отель, хотели продлить номер на сутки, но нам ответили, что это невозможно: отель закрывается. Предложили другой вариант в 10 минутах езды, но мы быстро нашли и забронировали вариант дешевле. Мы были последними постояльцами отеля, весь персонал сидел и ждал, когда мы уже соберем вещи и съедем.

В Афинах стало безлюдно. Работают единичные туристические лавки. Унылые продавцы стоят рядом с печальными лицами и даже не пытаются никого зазывать. На площади, где обычно много туристов, почти нет людей. Только 3 бомжа.

Магазины работают не все. В те, что открыты, пускают по несколько человек. Остальные ждут своей очереди на улице.

Пустых полок нет, товары все на месте, нет ощущения, что все смели. Службы доставки работают, транспорт работает.

В аэропорту Афин паники нет. Хотя очень много людей в масках, все активно пользуются дезинфекторами. Истерик нет. Вопросы с отмененными рейсами решаются достаточно быстро.

Еще мы смотрели греческое телевидение: есть ощущение, что все говорят только о коронавирусе, других новостей у них нет.

Юлия Гришанова, блогер, застряла в Куско, Перу:

В Перу мы были в отпуске, собирались на этой неделе лететь домой. Еще в воскресенье не было никакой информации о закрытии границ на вылет, а уже в понедельник утром мы не смогли улететь из страны, чтобы вернуться в Россию.

В полночь закрыли еще и сухопутные границы.

Сейчас мы находимся в Куско, Перу. В понедельник должны были улететь в столицу Лиму. Оттуда — в Боготу. Оттуда — в Мюнхен и в Москву. Когда мы приехали в аэропорт, нас развернули. Рейсы отменили.

Нас не эвакуируют даже в столицу, хотя такая возможность у посольства РФ была. Там сказали, что теперь мы на двухнедельном карантине.

Еда и проживание — за наш счет. Отель закрыт на вход и выход. При этом в отеле не кормят! Поэтому мы требовали отпустить хотя бы в магазин. Выпускают со скандалом. Возможно, мы будем первыми людьми, которые смогут питаться воздухом.

Отпуск заканчивается, деньги, соответственно, тоже. Поэтому ситуация сложная.

В некоторых отелях в Куско выселяют туристов и заваривают двери, боясь вируса. Мы боимся, что и наш отель окончательно закроют и мы останемся на улице. Боимся, что кончатся деньги.

Авиакомпании не дают никакой информации.

Горячая линия для российских туристов вчера почти весь день была перегружена.

Дороги перекрыты, ездить по ним можно только врачам и военным.

Каждый день читаем новости о том, как другие страны забирают своих граждан.

Обидно.

Нас забирать не планируют, нам даже на месте никто не помогает.

Анна, 33 года, застряла в Братиславе:

Из России я уехала в начале марта: сначала поехала к друзьям в Будапешт, а потом приехала в Братиславу, откуда должна была вернуться в Москву. Свой отпуск я планировала в прошлом году, задолго до истерии с коронавирусом. Если бы тогда знала, что начнется, конечно, я бы никуда не поехала. Наверное, никуда бы не поехала, если бы две недели назад знала, что авиакомпании отменят рейсы и власти начнут закрывать границы.

В Будапеште карантина не было, мы гуляли по городу, ходили в термы, музеи и рестораны.

А в Братиславе на прошлой неделе ввели режим чрезвычайной ситуации. Рестораны не работают, но в супермаркетах полно еды быстрого приготовления: сэндвичей, салатов.

Мой самолет отменили. Из Братиславы вообще не очень много рейсов в Россию было, а теперь совсем ничего нет, даже с пересадкой.

Здесь я нашла мужчину, который за определенную плату отвезет меня в аэропорт Вены, это около часа езды. Я купила прямой билет до Москвы за 12 тысяч рублей. Сегодня ночью я вернусь домой.

Анна Турко-Джей, журналист, застряла на Тенерифе, Испания:

Наш вылет домой отменили. Но с эвакуацией так ничего и не понятно. В «Аэрофлоте» мне сразу сказали, что на чартеры нас не посадят, поскольку мой супруг — гражданин Британии, а вывозят только россиян.

На тот момент, а это несколько дней назад, нам предлагали поменять на перелет Тенерифе — Мадрид — Москва, совместный с одной из испанских авиакомпаний. Но это можно было оформить только в офисе «Аэрофлота» в аэропорту. До аэропорта доехать мы не успели: Россия закрыла границу для иностранцев и перестала выдавать визы.

Ситуация остается крайне неопределенной. Если запрет на въезд иностранцев не продлят, мы можем попытаться улететь в начале мая. Если же станет понятно, что границу не откроют, придется пытаться подать на РВП (разрешение на временное проживание) в посольстве РФ в Мадриде.

Обидно, что мой супруг как раз планировал подавать в Москве документы на временное проживание. Он уже сдал экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства.

Мы могли бы поехать в Британию, но, поскольку граница с Россией уже давно закрыта, мы просто застрянем в Лондоне. Мой муж не живет в Британии, поэтому для нас это не «вернуться домой», все равно нужно снимать жилье или просить родственников пустить пожить. Поэтому вариантов у нас два: застрять в Испании или застрять в Великобритании.

Уилфред, служащий посольства европейской страны в Москве (по просьбе нашего собеседника мы не указываем его имя и страну, в посольстве которой он работает):

Я приехал в Россию в начале года — работать в визовом отделе посольства. Поначалу мне было немного тяжело в Москве. В первый же день меня обманули в салоне сотовой связи. Еще было непривычно, что не все здесь разговаривают на английском. Плюс было холодно, я сразу заболел.

Но в течение последнего месяца я получил опыт и впечатления, каких никогда бы не получил в моей стране. Мне очень нравится в Москве, больше всего нравится общественный транспорт: понятный даже мне, иностранцу, автобусы ходят один за другим, в метро чисто. Я завел русских друзей, с которыми хожу в бары, мой досуг намного веселее, чем дома.

Посольство настаивает, что я должен покинуть Россию: Евросоюз может закрыть границы в любой момент, тогда не будет никаких рейсов в течение неопределенного времени. Мне очень тяжело принять решение, потому что я не хочу уезжать из Москвы. Я могу жить здесь, в посольской квартире, но моя виза действительна до конца апреля. Если авиасообщения не будет, я нарушу визовый режим. И я боюсь, что после этого я никогда больше не попаду в Россию.

Я слышал, что Россия эвакуировала своих граждан из Китая. Одного моего друга из посольства другой европейской страны отправили домой за счет посольства. Но у нас не так: нам говорят, что мы должны вернуться домой, но за свои деньги. Множество рейсов сейчас отменено, на оставшихся или овербукинг, или билет стоит более 650 евро. К тому же самолеты сейчас летают только в столицы, а я живу в провинции, то есть мне надо будет еше как-то добираться домой, тоже тратить деньги.

Я очень не хочу уезжать из Москвы. Что бы ни случилось, я хочу верить, что я был в России не последний раз!