Ольга Григорьева работает стоматологом уже более 15 лет. Стать врачом ей посоветовали родители. Они считали, что из неё может получиться хороший хирург, но она решила стать зубным врачом. Даже с такой профессией спасать людям жизнь ей приходилось не раз. Иногда пациенты теряли сознание прямо в стоматологическом кресле, а недавно Ольга спасла мужчину на борту самолёта.
«Есть ли на борту врач?»
Ольга возвращалась из отпуска в Сочи в Пермь.
«Мы только взлетели, самолёт едва выровнялся, — вспоминает Ольга. — Ещё был выключен в салоне свет, и в темноте я услышала крик: „Врача! Есть ли врач?“. Потом стюардесса спросила это по громкой связи, и включили свет».
На просьбу о помощи отозвались, кроме Ольги, ещё две девушки: терапевт и педиатр. Оказалось, что в 28 ряду мужчине стало плохо. Пермячка сидела совсем рядом, в 24 ряду, поэтому подошла первой.
«Когда я подошла, мужчина был уже синий, — описывает Ольга увиденное. — То, что у него эпилептический припадок, я сначала не поняла. Выглядело, будто он чем-то подавился».
Женщина раскрыла его губы и увидела, что зубы мужчины стоят в неправильном положении. Оказалось, что жена пассажира, пыталась разжать ему челюсти, воспользовавшись пластиковой ложкой для обуви, и сместила его зубной протез.
«Может быть из-за этого, — предполагает Ольга, — он прикусил язык. Кровь затекла, из-за протеза создался клапан, и он не мог дышать: выдох был, вдоха не было. Я с усилием открыла ему рот, а жена салфеткой достала протез, кровь и слюни. Он сразу порозовел, но в сознание не приходил. Это продолжалось минут 9. Женщина-педиатр тоже активно помогала».
В аптечках ничего не оказалось
Стюардесса несколько раз повторила Ольге, что есть возможность вернуться в Сочи, чтобы мужчине помогли в аэропорту врачи, но женщина попросила 10 минут, чтобы попытаться привести его в чувство. Для этого Ольга просила у бортпроводниц нашатырь, тонометр, различные лекарства, но ничего этого в аптечках не оказалось.
«Среди 200 человек пассажиров нашёлся тот, у кого был тонометр, — продолжает рассказ пермячка. — Мы померяли ему давление, пока он был ещё без сознания. Если бы не было тонометра, то я побоялась бы лететь дальше и согласилась бы на посадку. Давление было нормальным, что означало, что ни инфаркта, ни инсульта у него нет, пульс прощупывался сразу. Минут через 10 он пришёл в себя. Сначала он не понимал, где он и что произошло. Мы его подняли, повели умываться».
Когда мужчина смог говорить, Ольга расспросила его. Оказалось, что подобный приступ у него уже был пару лет назад, но мужчина не стал обращаться к врачу. О том, что это был эпилептический припадок, он даже не подозревал.
«Все время бортпроводники, хоть и были растеряны, содействовали, — говорит Ольга. — Ребята — молодцы, но им даже нечем помочь людям. Может, они и алгоритм знают, но в аптечках нет нужного. Все 3 часа полёта они следили за его состоянием, давали чай. Потом стало плохо его жене, нашли лекарство для неё. По всему самолёту искали валидол и нитроглицерин».
Ольгу удивило, что пассажир не получил помощи и после приземления в Перми.
«Когда приземлились, мужчина шёл с другими пассажирами, его не вывели вперёд всех, — удивляется женщина. — Ни скорой, ни врача в аэропорту не было. Мужчина вместе со всеми получал багаж. Думаю, что у них есть инструкция, что надо к прибытию самолёта вызвать медика».
В июне подруга Ольги летела из Турции, на борту ей потребовалась помощь. Перелёт совершала чартерная авиакомпания, но аптечка тоже оказалась пустой.
«Рядом с моей подругой сидел хирург, — рассказывает Ольга. — И все 4 часа, сколько длился полёт, он находился рядом с этой женщиной. Только перед посадкой вернулся на место. Он тоже сказал: „У них в аптечке вообще пусто!“. А ведь при посадке заставляют всё сдавать в багаж, даже жидкую валериану нельзя брать с собой».
«Стандарта для аптечек нет»
Бортпроводница одной из российских авиакомпаний поясняет, что содержимое аптечек зависит от стандартов каждой авиакомпании. Иными словами, аптечки на самолётах разных компаний — разные, и каждая авиакомпания сама для себя решает, какими препаратами смогут воспользоваться пассажиры и бортпроводники в случае непредвиденных ситуаций.
«Могу рассказать только о той авиакомпании, в которой работаю, про другие не знаю, общего стандарта для аптечек всех самолётов нет, — поясняет она. — У нас на каждом борту три разные аптечки: первой необходимости, докторская и стационарная. Первую может вскрыть любой из проводников, находящихся на борту. Там обычно простые препараты: от головной боли, насморка, от аллергии, есть бинты, лейкопластыри, противоожоговые салфетки, валидол. В этой аптечке есть тонометр. В докторской аптечке находятся инъекционные препараты и мы, бортпроводники, её не вскрываем. Мы — не медики, у нас нет лицензии. В стационарной примерно то же самое, что в первой, но она на случай аварийной ситуации».
Все бортпроводники ещё на стадии обучения немало времени уделяют изучению первой помощи:
«На первоначальном обучении есть предмет, связанный с доврачебной помощью, — рассказывает бортпроводник. — Там есть перечень заболеваний, которые мы должны распознавать у пассажира и помочь ему в случае необходимости. Вот одно из них — эпилепсия. На занятии кратко разбирается клиническая картина эпилептического припадка и меры, которые мы должны предпринять. А именно — обложить пассажира в проходе пледами и подушками, повернуть на бок и следить, чтобы не запал язык. После припадка, когда человек пришёл в себя, необходимо предложить напитки. Обязательно надо контролировать его до конца полёта и вызвать медиков после посадки. Обо всем докладывается командиру воздушного судна. Обязательно по громкой связи объявляется о том, что нужен врач. Если он есть на борту, то он может воспользоваться докторской аптечкой. Если же врача нет, а случай с пассажиром очень серьёзный, то командир воздушного судна в любом случае ставится в известность, и он принимает решение, нужна ли вынужденная посадка».
Одним обучением дело не обходится. Бортпроводники регулярно проходят тестирования и повторные обучения, на которых они повторяют все нестандартные ситуации.
К полёту важно подготовиться
Психолог, гештальт-терапевт Елизавета Баландина рекомендует тем, кто боится лететь, так как имеет какое-то заболевание или негативный опыт полётов в прошлом, заранее подготовиться. К примеру, важно проконсультироваться с врачом, а еще — предупредить бортпроводника, что вам может понадобиться помощь.