В каждой профессии есть свои секреты. Взять хотя бы бортпроводников. Многим из них пришлось не только сохранять улыбку на лице при аварийной посадке и усмирять агрессивных пассажиров, но и принимать роды на борту. Aif.ru дал слово стюардам и стюардессам, которые рассказали о том, что остается за пределами внимания посторонних и что составляет их каждый рабочий день.
Сергей. «Чтобы пассажиры не видели, как горит двигатель»
«Я работал на борту шесть лет. С любовью вспоминаю эти дни. Мне нравилось делать людям приятное и в то же время не иметь право на ошибку.
Помню, когда мы только взлетели и на борту было 300 пассажиров, загорелся двигатель. Трагедии удалось избежать только потому, что мы действовали по всем правилам. Я повел себя спокойно, как было в инструкции. Сначала попросил пассажиров закрыть все иллюминаторы, чтобы они не видели, как горит двигатель. Затем сообщил командиру, что у нас авария.
Тот сказал: «Я знаю об этом. Садимся». И мы развернулись обратно.
Паники быть не должно. Паникерам нечего делать в этой профессии. Мы проходили лютую подготовку, как в спецназе. На учебе понимаешь, что не можешь, и сразу отсеиваешься. В длительных (и не только) рейсах возможны разные ситуации. Многие прописаны в инструкциях.
Так, если на борту произошла смерть пассажира, его убирают в кухню, накрывают чем-то (обычно пледом) и сообщают командиру воздушного судна. Как правило, должен быть медик, который официально констатирует смерть, для этого командир воздушного судна может совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту.
Бывают на борту и неадекватные люди. Причина всему — горячительное на борту и аэрофобия. На моей практике однажды пассажир бизнес-класса, что называется, «перекрылся». Это был какой-то очень крутой, заслуженный хирург, он стал испражняться в салоне самолета при других пассажирах и членах экипажа, а потом напал на стюардессу и откусил ей указательный палец. Пришили вроде!
Другой пассажир из-за аэрофобии начал без разбора бить всех подряд. Его пришлось вырубить контейнером для горячего. Самое неприятное в работе — это подсчет пледов после рейса. В них было много бактерий, и мы боялись заразиться. Нас заставляли считать пледы. Каждый рейс стабильно 3-5 пассажиры уносили себе.
Но, несмотря ни на что, я с любовью вспоминаю эти дни. А так — это работа мечты. Я летал на разных рейсах, нет какого-то четкого деления, внутренние или зарубежные. Побывал много где, но на самые «сладкие» конечно попадали избранные«.
Анна. «Приходится ввязывать пассажиров колготками»
«Я очень люблю общаться со «сложными» пассажирами — это развивает навыки коммуникации и стрессоустойчивость. Как-то у нас на борту бегал человека с зажигалкой и угрожал, что всех сожжет. По регламенту, о дебошире нужно сообщить пилотам и задержать его хоть чем. Можно и детскими ремнями безопасности или даже телегами на кухне.
Помнится, у меня был один такой пассажир. Мы кидали его под стол на задней кухне и закрывали телегой, чтоб не выбрался. А телегу, чтобы он не вылез, держали несколько мужчин-бортпроводников. Даже колготки стюардессы пришлось использовать, чтобы его связать.
Есть в работе и неприятное, но некритичное. Во время рейса мы часто проверяем туалеты из соображений безопасности и гигиены. Еще больше мне не нравится, когда после разноса пассажирам еды приходится собирать использованную посуду — иногда на подносе может быть не очень приятная композиций.
Бывает, что в самолете орут дети. Что делать в этом случае? Существует свой регламент. Можно попробовать успокоить ребенка, поиграть с ним или укачать. К счастью, пассажиры все преимущественно добрые, любят детей и обычно на их крики не жалуются.
И еще. Самолет не может упасть. Если на его борту происходит что-то внештатное, он идет на аварийную посадку. К этому нужно подготовить пассажиров. Если времени нет, мы объясняем им, как добраться до ближайшего выхода из самолета.
Если все же авария произошла, а бортпроводник выжил при крушении, он обязан действовать в три этапа. Сначала расстегнуть свои привязные ремни, затем подать команду пассажирам сделать это и снять обувь. После этого он направляется к аварийному выходу и попытаться открыть дверь. Мы отрабатываем даже командный голос, которым нужно отдавать указания!
В случае, если она не открывается, то надо привлечь на помощь тех, кто сидит рядом. После открытия двери автоматически надувается аварийный трап, и бортпроводник подает блок команд: «Прыгайте, съезжайте по трапу, убегайте». Все будет хорошо, хоть и сейчас страшно!«.
Карина. «Нас учат принимать роды»
«Мы умеем принимать роды. 10 января 2024 года рейс из Жуковского в Душанбе стал особенным — на борту родилась девочка! Сразу после набора высоты у женщины отошли воды и начались схватки. На помощь ей бросились три стюардессы и пассажир-медсестра. Мы положили роженицу на кресла, и все прошло без осложнений.
На этот случай в самолете имеется набор для родов: ножницы, простынь и теплая вода. Все бортпроводники обязательно проходят курс медицинской помощи на этапе первоначальной подготовки. Нас учат принимать роды.
Если на борту есть врач, то его зовут по громкой связи. Под роженицу кладут несколько пледов и начинается сам процесс. Перед началом необходимо продезинфицировать и помыть все препараты. Теплая вода и ножницы нужны именно для того, чтобы резать пуповину.
Конечно, все это с учетом того, какие роды приходится принимать и так далее. Помните, что садиться в самолет не больших сроках беременности — огромный риск! Несколько лет назад моя коллега летела из Москвы в Южно-Сахалинск. Примерно за час до посадки у пассажирки начались роды. К счастью, на борту летела профессиональная акушерка. Роды пришли стремительно, и на свет появился мальчик. Мама была так рада, что решила назвать сына Боингом.
Бортпроводник — это не просто человек, который помогает вам найти ваше место в самолете и приносит томатный сок. Он может спасти жизнь вам и вашему ребенку. Независимо от того, что требуется сделать — успокоить, оказать первую помощь или предоставить медикаменты. Отчасти, мы работаем для того, чтобы показать — несмотря на все ужасы жизни, она продолжается».