Корреспонденты АиФ.ru с нестандартными размерами прошлись по магазинам и рассказали о своём опыте.
Надежда Уварова
Рост — 180 см, размер одежды — 54, размер обуви — 42.
Вообще-то, этот эксперимент я провожу минимум 4 раза в год, когда на смене времён года пытаюсь себя одеть в сколь-нибудь приличные вещи. И дело даже не в отсутствии финансов, а в следующем. В российских магазинах найти что-то более-менее приличное на грудь 5-го размера и объёмы 110-90-110 невозможно.
На этот раз попробую купить себе платье и туфли. В таком наряде можно и поздравления с 8 Марта принимать, и по улице скоро совсем, как солнце будет палить, ходить.
«А в мужском отделе?»
Захожу в первый магазин. Это крупный торговый центр, где представлены два этажа одежды и обуви. В ряд выстроились отделы с босоножками-сапогами-сланцами-туфлями. Заглядываю в каждый.
«Подскажите, у вас женская обувь 42-го размера есть?»
«Ой, девушка, нет. В прошлом месяце одни сапоги в коробке попались, сразу «ушли». Такой размер не залёживается».
«Нет, нету, может, 41-й полноразмерный примерите?»
Мне не надо 41-й. У меня 42-й. Увы и ах, но ничего не поделаешь. Я вообще крупная, с ростом 180 см. В четвёртом отделе слышу фразу, которую всегда ожидаю, но боюсь: «А в мужском отделе не хотите посмотреть? У нас есть кроссовки, ну никто не скажет, что они мужские. Такие же и женские бывают, только эти синие, а дамские поярче».
Боже, нет. Я не хочу встречать 8 Марта в мужских кроссовках. Я девочка и хочу красные туфельки.
«На каблучке? Туфли? Женские? Яркие? Сорок второго размера? Да вы что? — тянет продавец в пятом отделе, опираясь на табличку, что у них есть обувь 33–35 и 41–43 размеров. — Да, есть большие размеры, но это чёрные глубокие осенние туфли. Красное такого размера не шьют».
Стесняюсь спросить, а почему не шьют? У женщины с 42-м размером нет желания носить яркую обувь? Или мы должны скрывать «неудачную» стопу чёрными и коричневыми мужскими кроссовками? Единственное, что для меня нашлось в женском отделе огромного магазина, — это коричневые мокасины. Полумужские-полуженские. Не вариант на 8 Марта, конечно, но это лучше, чем ничего.
«За границей думают обо всех»
Признаюсь честно, на рынке искать такой размер обуви бессмысленно. Большинство товаров — китайские. Вы много видели китаянок с 42-м размером? Там и у мужчин преобладает 39-й.
Знаете, где я покупаю обувь? В секонд-хендах. Смешно? Нисколько. Стыдно? Уже нет. Почему-то среди импортных товаров, хоть и бывших в употреблении, можно найти женские туфли и даже босоножки 42-го. Не побоюсь этого слова, даже не чёрные.
«Потому что за границей думают обо всех, — улыбается моя знакомая в одном из магазинов секонд-хенд Елена. — Там бывает и 44-й размер обуви у женщин. Пару раз и к нам завозили, их сразу же купили. Думаете, у вас самая большая нога? Как бы не так. Есть тучные женщины, с опухшими ногами после операций. Они что же, вообще в калошах ходить должны?»
В этот раз я не могу подобрать и здесь туфли по размеру. До красоты фасона и прочих «излишеств» уже давно дело не доходит: лишь бы выглядели более-менее прилично и были в самый раз.
Выхожу из магазина с одной надеждой. Летом, в отпуске, я куплю за границей себе пару туфель на осень. А может, и побольше: там встретить такой большой размер вполне реально.
«Противотанковый чехол»
Надеюсь, с одеждой мне повезёт больше, думаю я, и вижу вывеску. Магазин предлагает пальто, платья и костюмы с 42 по 56 размер. Конечно, мне сюда.
Отделы пестрят симпатичными моделями. Розовые, зелёные. «Вот такое, с белым пояском, мне бы очень подошло», — думаю про себя.
«Что вы, девушка, — продавец усиленно протирает очки. — Такого платья даже 48-го нет уже, оно до 46-го в ряду идёт. У вас какой, 52-54? Ну вот, могу предложить с вышивкой».
Вышивка оказывается зелёным жабо, накинутым поверх люрексного бесформенного мешка. Зато размер — пять иксов эль — видимо, мой. Отрицательно машу головой. Продавец уговаривает меня примерить другое платье «а-ля Шанель, тёпленькое». Платье выглядит повседневным, но мне ведь не только на 8 Марта наряд нужен. Надеваю, выхожу из примерочной. Продавец улыбается: «Как на вас сшито!». Я смотрю и недоумеваю: вроде очки уже надеты, а женщина не видит, что рукава мне не просто коротки, а очень сильно, сантиметров на 10.
«Ну а что вы хотите, — продавец теряет ко мне интерес. — Вся одежда шьётся на рост 170, а вы выше».
Один за другим обхожу отделы. Брюки (само собой, чёрные, никакого разнообразия) мне, как водится, коротки. Эти три четверти или семь восьмых набили мне оскомину. Я хочу длинные, по самый каблучок штанины. Кто сказал, что у нас в стране все женщины как одна 170 см?
В одном из отделов соседнего магазина одежды продавец — тоже нехрупкая дама. Долго понаблюдав, как я мечусь между прилавками с платьями для Барби с параметрами 90-60-90, женщина изрекает: «На нас только чехлы противотанковые шьют». Так что ж делать?
«Лично я себе всё в секонд-хенде покупаю, — тихо шепчет дама за прилавком. — У нас всё, честно-то сказать, китайское. И ещё из Турции, это самый дорогой товар. А там хоть действительно импорт, и качество, и размер, и стоит копейки».
И тут меня осеняет — а почему бы не попробовать сшить платье на заказ? И не только платье?
Два наряда — два оклада
«Итак, чтобы сшить платье, вам надо столько-то ткани, сейчас закройщик скажет, — чеканит дама. — Фасон с ней обговорите, нарисуем. По стоимости за работу будет две – три тысячи. Фурнитуру тоже обговаривайте. Придёте на две примерки. Всё понятно?»
В принципе, да, и ткань можно тут купить. То, что мне нравится, стоит около двух тысяч за метр, мне надо больше. Плюс работа. Да, недешёвое платье получается.
«Я всем клиенткам говорю, — как будто читает мои мысли закройщик, — два наряда — два оклада. Шить нынче дорого. Эксклюзив, ручная работа. Зато по фигуре. Я вам сейчас своё видение предложу».
Девушка чертит ровные линии на листке. И что я вижу? Тот самый противотанковый чехол! Несмело пытаюсь возразить, что я не хочу балахон, закрывающий ноги почти до пят, а также рюшечки на груди и рукав три четверти. «Я ненавижу три четверти, — почти кричу, — у меня все, абсолютно все вещи такой длины». Дама моргает: а вы что же, такое платье, яркое сиреневое, в обтяжку наденете? У вас вообще-то складки на боках. Тогда надо худеть…
Худеть, безусловно, надо бы. Но что сделать с размером ноги, который от веса не зависит? И с ростом, который также не уменьшится? У меня будет не 54-й, а 48-й? Что изменится? Вспоминаю свой опыт участия в совместных закупках платьев, когда несколько человек объединяются и выписывают с сайта поставщика товаров те или иные вещи. Сколько ни пыталась я угадать свой размер, практически никогда мне это без примерки не удавалось. Потратив немало денег на не налезающие на меня наряды или просто «не севшие», я и от этой идеи отказалась.
Маленькое чёрное платье, но очень маленькое
Уставшая, голодная и ничего не купившая, я захожу в последний магазин. Продавец вскидывает на меня глаза: а не хотите ли классику, маленькое чёрное платье? Честно — нет, не хочу, хочу большое и зелёное или среднее и красное. Но за неимением давайте посмотрим.
Маленькое чёрное платье оказывается вязаным, неплохим, декольтированным, тянущимся, но всё же, увы, очень маленьким. Точнее сказать, коротеньким. Не как платье на мои 180, а как кофта-свитер. Впрочем, его я всё же купила: это единственная вещь, которую я смогу надеть, правда, не платьем, а джемпером с брюками.
Вопрос с праздничным нарядом и, тем более, обувью остался нерешённым.
Надежда Кузьмина
Рост — 159 см. Размер одежды — 48. Размер обуви — 35.
У меня невысокий рост, маленький размер ноги и весьма средний размер одежды — 48. Тем не менее проблем с выбором наряда — много. И главная — отношение продавцов.
«Здравствуйте. У вас есть на меня платье?» — спрашиваю у продавщицы отдела женской одежды. Местная законодательница мод награждает меня придирчивым взглядом. Безусловно, в стандарты 90-60-90 я не прохожу даже при всём желании.
«Вряд ли… — натужно протягивает в ответ продавщица, — Но сейчас посмотрю, может, что-то привезли из больших размеров».
Говоря о «больших размерах», стилист провинциального пошиба подразумевает мой 48 размер. Приходится признать, что большинство магазинов просто не завозят одежду (а может, и не шьют такую?) больше 46-го размера.
«Вот. Очень модное», — продавец протягивает мне платье даже не зелёного — жабьего цвета. Нечего делать — беру и иду в примерочную. На бирке 48 размер, но руки и грудь в платье предательски застревают.
«Мало», — говорю я.
«Другого нет. Худейте, потом приходите!»
Так как похудеть за один день мне точно никак не удастся, придётся продолжить свои поиски платья дальше. Может, в другом отделе мне повезёт больше? Благо в современных торговых центрах их предостаточно.
Модный ад
«Нет у нас ничего, чтобы скрыть ваше „хозяйство“», — прямо с порога выносит мне неутешительный приговор судья местного «модного приговора».
Надежда найти красивое платье тает с каждым отделом, а вот комплекс неполноценности, напротив, растёт, как снежный ком. Но эксперимент есть эксперимент, пусть даже со слезами на глазах. К счастью, на третьем этаже торгового центра продавщицы оказываются более толерантными к «нестандартам» и предлагают на выбор сразу несколько платьев. Но примерив пару моделей, приходится признать, что в одном я похожа на мадам Карлсон, а в другом — на строгую учительницу.
«Не везёт мне сегодня, — вздыхаю в примерочной, — совсем для таких, как я, платьев нет».
«Да вы что? — раздаётся голос из соседней кабинки, и из-за занавески, прикрыв тело, выглядывает миловидная женщина лет 40. — Я вчера была на рынке, хотела померить блузу. Так мне сказали: «На слонов не шьём!» Это на мой-то 50-й! Там на первом этаже есть отдел моды для полных, загляните туда», — советует мне собеседница.
Если бы в мире моды был ад, то его назвали бы «Отдел моды для полных». Все фасоны здесь — мешки. Но обильно украшенные стразами, огромными цветами, оборками и воланами. Один такой наряд салатового цвета превратил меня в гусеницу, а в другом, хоть на нём и стоял размер 48, я «утонула».
Мода для «нестандартных» женщин, по-видимому, есть только на центральных телеканалах. Потому что подобрать достойный гардероб в провинциальных городах не могут не только «пышки». Проблемы есть у всех, кто выбивается из середины.
Мнение
Почему обладательницам нестандартной красоты в России так сложно подобрать себе модный гардероб, АиФ.ru рассказала дизайнер и модельер Ирина Дулка.
АиФ.ru: По какой причине на российский рынок поставляется такая ограниченная размерная линейка, максимум до 48 размера? Одежду большего размера не шьют, или на неё нет спроса?
Ирина Дулка: Причин несколько. Действительно, на одежду большого размера нет такого спроса, как на стандартную. С технологической точки зрения современного производства одежды, невозможно запустить большую размерную линейку, сократив количество производимых единиц одежды. Соответственно, излишки не будут проданы, это технологически не выгодно. И третья причина — конструкционные особенности одежды на полных людей. Они отличаются от одежды стандартных размеров. Именно поэтому существуют отдельные марки, специализирующиеся на одежде больших размеров. У многих модных брендов существуют отдельные линии такой одежды.
— Почему зачастую размеры не соответствуют заявленным? То есть в одном случае 46 размер мал, а в другом — велик. Неужели нет никакого стандарта при пошиве одежды?
— Это связано с различием таблиц размеров в разных странах. И не всегда торговые сети корректно переводят, допустим, американские размеры в привычные нам. Особенность лекала и кроя также имеет значение. Национальные производители одежды часто учитывают особенности строения фигур в своих странах. Это тоже надо учитывать. Мой главный совет — всегда мерить одежду. Даже если вы покупаете обыкновенную футболку. Для брючных изделий и обуви — это правило без исключений.
— Не секрет, что современные женщины изменились, другими стали и объёмы, и рост. Как модельер, видите ли вы необходимость в том, чтобы пересмотреть размерную линейку, увеличить или, напротив, уменьшить применяемые для разных размеров объёмы?
— Эти тенденции, безусловно, учитываются многими домами моды. Если вы обратите внимание, даже в магазинах одной марки в разных странах мира можно найти совершенно разные вещи. Учитывается также фактор вкусовых предпочтений в разных странах. Маркетологи работают постоянно, исследуют средний рост того или иного региона, средние объёмы тела будущих потребителей. Меняются и размерные линейки в том числе.