![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/039/53b4a1b6c192bbd65560f68512df0952.jpg)
«Эти глаза напротив»
Самое большое наше заблуждение — в том, что у нас в жизни ещё много времени. Эту мудрость Раиса отчётливо поняла, когда помогала пассажирам эвакуироваться с тонущего «Коста Конкордиа».
Один из самых больших в Европе круизных лайнеров (с 14 палубами, бассейнами, кинотеатрами, спортивными площадками, ресторанами и магазинами) погружался в воду на глазах 23-летней Раисы, которая молилась: «Господи, помоги!» В то время как капитан тонущего судна в панике одним из первых покинул корабль, Раиса с коллегами не допустили на судне хаоса. Чёткие действия девушки помогли спастись находившимся на судне россиянам — более ста человек. А всего она помогла эвакуироваться более тысячи пассажирам.
Раису, окончившую Пятигорский лингвистический университет с красным дипломом, владеющую английским, французским, немецким и испанским языками, не раз выручала прекрасная память. В момент катастрофы она до мельчайших подробностей вспомнила инструктаж по эвакуации в случае форс-мажорных обстоятельств.
Катастрофа с лайнером «Коста Конкордиа» произошла в Средиземном море в ночь с 13 на 14 января 2012 г. «Это был мой шестой месяц работы на судне, — рассказывает Раиса «АиФ». — В плавании я была первый раз. Я работала на судне администратором, решала проблемы пассажиров».
Информационная стойка Раисы располагалась напротив бара, где работал Келин, к которому она сразу прониклась симпатией. «Когда в самые первые дни я встретилась с ним взглядом, на душе потеплело. Мне показалось, что и он меня заметил. Пару раз пытался со мной заговорить, но я от смущения отвечала невпопад или вообще молчала. И Келин прекратил попытки. Тогда я при встрече первая спросила: «Как дела?»
Потом были конфеты, цветы и первое свидание в кафе, когда им обоим разрешили сойти на берег в итальянском городке.
В день трагедии Раиса, как обычно, стояла за информационной стойкой. Был вечер, пассажиры ужинали. Всех испугал резкий толчок, после которого погас основной свет. В полумраке Раиса успокаивала сбежавшихся пассажиров. По громкоговорителю наконец передали о проблемах с генератором, что было неправдой. Судно наткнулось на каменный риф и, получив пробоину, начало крениться. «У меня компьютер съезжал со стола — пришлось закрепить его скотчем. Уже была внутренняя информация, что первые палубы затоплены водой, однако официальная команда об эвакуации последовала где-то через час после катастрофы», — говорит Раиса.
Конечно, Раисе было страшно, ведь судно размером с многоэтажный дом, когда его покидали последние пассажиры, накренилось почти вертикально. «Я решила, что если мне после всех пассажиров не удастся сесть в шлюпку, то я смогу добраться до берега вплавь — до суши было рукой подать. К счастью, прыгать в воду не пришлось».
Выход эмоциям Раиса дала на суше: «На берегу сидела и рыдала наша русская туристка. Я видела, как её муж, помогая эвакуироваться другим, сорвался в воду. На берегу она его не нашла. Я села рядом и тоже заплакала».
Остров в океане
С чужого телефона Раиса отправила эсэмэску родителям — в станицу Павловская Краснодарского края. В этих местах она родилась, здесь в своих детских мечтах отправлялась в дальние странствия. Она и вуз языковой выбрала, чтобы воплотить мечты в жизнь. На лайнер Раиса пошла работать не ради денег. Зарплату в 900 долларов при её квалификации она могла бы найти и в России. Ей был важен профессиональный опыт. А оказалось, прежде всего приобрела опыт человеческий: «Когда в тяжёлой ситуации начинаешь помогать другим, тебе помогает Бог. Я это отчётливо почувствовала во время катастрофы. Да, а того пропавшего русского мужчину, оказывается, подобрали итальянские рыбаки. Они с женой встретились уже в Риме. Представляете её счастье?»
Последнее путешествие круизного лайнера Costa Concordia
![Трагедия с круизным лайнером разыгралась в ночь на 14 января 2012 года. В районе поселка Джильо-Порто на острове Джильо «Коста Конкордия» села на риф, получила пробоину и начала тонуть.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/a1c235976c7625bbb6d93194f5cce099.jpg)
![В 2013 итальянские инженеры начали операцию по подъему затонувшего круизного лайнера Costa Concordia. Спасателям удалось снять корабль с рифа, но долгое время его не удавалось привести его в вертикальное положение.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/00c18cb3d18cd253fb5f381f80f1128e.jpg)
![Операция по доставке судна с итальянского острова Джильо до Генуи заняла в общей сложности четыре дня, для буксирования лайнера были привлечены более десятка судов.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/2f232d454e0b6bbdd8f97c22c0c6caa3.jpg)
![На самом судне находились 12 человек, они следили за техническим состоянием судна.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/26fd3c2c3e13085693c7dbda41528205.jpg)
![«Коста Конкордия», затонувшая в январе 2012 года удерживается на плаву специальными кессонами – емкостями со сжатым воздухом, которые действуют как поплавки.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/d2802e3e0dc3d53aac2d1f6c13bebc0e.jpg)
![Когда судно находилось в 3,5 км от берега Генуи, лайнер в последний раз осматрели на предмет того, не представляет ли он опасности для окружающей среды.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/ab054a4cc620a3c04b725fb286013d68.jpg)
![«Коста Конкордия» была построена и спущена на воду с фанфарами в Генуе девять лет назад и возвращается в порт, чтобы быть распиленной на металлолом.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/8f68d68669f7c66851305b132800317f.jpg)
![«Коста Конкордия» затонула 13 января 2012 года во время круиза, напоровшись на риф. Операция по подъему лайнера началась летом 2012 года, ее общая стоимость, учитывая транспортировку в Геную, оценивается в 1,5 млрд евро.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/b92177bc52b87a9c19707e3b8586c35e.jpg)
![Пострадали более 60 человек. Всего в момент инцидента на лайнере находились более 4000 человек, в том числе 3200 пассажиров и более тысячи членов экипажа.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/019eca4cf91bb9958c1795d32739e05b.jpg)
Последнее путешествие круизного лайнера Costa Concordia
![Трагедия с круизным лайнером разыгралась в ночь на 14 января 2012 года. В районе поселка Джильо-Порто на острове Джильо «Коста Конкордия» села на риф, получила пробоину и начала тонуть.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/a1c235976c7625bbb6d93194f5cce099.jpg)
![На борту находились 4200 человек. 32 из них погибли.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/69f3b3c2ff1844536f49e567aff2c913.jpg)
![В 2013 итальянские инженеры начали операцию по подъему затонувшего круизного лайнера Costa Concordia. Спасателям удалось снять корабль с рифа, но долгое время его не удавалось привести его в вертикальное положение.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/00c18cb3d18cd253fb5f381f80f1128e.jpg)
![Операция по доставке судна с итальянского острова Джильо до Генуи заняла в общей сложности четыре дня, для буксирования лайнера были привлечены более десятка судов.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/2f232d454e0b6bbdd8f97c22c0c6caa3.jpg)
![На самом судне находились 12 человек, они следили за техническим состоянием судна.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/26fd3c2c3e13085693c7dbda41528205.jpg)
![«Коста Конкордия», затонувшая в январе 2012 года удерживается на плаву специальными кессонами – емкостями со сжатым воздухом, которые действуют как поплавки.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/d2802e3e0dc3d53aac2d1f6c13bebc0e.jpg)
![Когда судно находилось в 3,5 км от берега Генуи, лайнер в последний раз осматрели на предмет того, не представляет ли он опасности для окружающей среды.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/ab054a4cc620a3c04b725fb286013d68.jpg)
![«Коста Конкордия» была построена и спущена на воду с фанфарами в Генуе девять лет назад и возвращается в порт, чтобы быть распиленной на металлолом.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/8f68d68669f7c66851305b132800317f.jpg)
![«Коста Конкордия» затонула 13 января 2012 года во время круиза, напоровшись на риф. Операция по подъему лайнера началась летом 2012 года, ее общая стоимость, учитывая транспортировку в Геную, оценивается в 1,5 млрд евро.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/b92177bc52b87a9c19707e3b8586c35e.jpg)
![Пострадали более 60 человек. Всего в момент инцидента на лайнере находились более 4000 человек, в том числе 3200 пассажиров и более тысячи членов экипажа.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/019eca4cf91bb9958c1795d32739e05b.jpg)
![В феврале этого года суд города Гроссето признал капитана лайнера Франческо Скеттино виновным в непреднамеренном убийстве, потоплении судна, а так же в том, что он покинул лайнер до завершения эвакуации.](https://aif-s3.aif.ru/images/006/083/6f1732f54df90ccc2f2795df5cf676d3.jpg)
Сейчас Раиса живёт в Доминиканской Республике: «На лайнере у каждого сотрудника был бейджик с именем и названием страны, гражданином которой он является. Помню, как старалась рассмотреть бейджик Келина. И когда прочитала там «Dominican Republic», запереживала: «Где же это?» Роясь в тот же вечер в Интернете, Раиса выяснила, что это государство в восточной части острова Гаити.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/003/550/8624d11cc8beaedc6d1da1224ccbf795.jpg)
Раиса говорит, что в катастрофе «Коста Конкордиа» было много совпадений с «Титаником». Оба судна имеют почти одинаковую длину. Лайнер «Коста Конкордиа» затонул в 2012 г., спустя 100 лет после гибели «Титаника» в 1912 г. На «Коста Конкордиа» в момент крушения находилась внучка пассажирки, выжившей во время трагедии с «Титаником».
После крушения Раиса пообещала родственникам в море больше не выходить. Её отъезд в Доминикану родители пережили непросто, недавно приезжали к дочке в гости. Келин, избранник Раисы, непохож на заморского принца, о которых пишут глянцевые журналы. Молодой человек — из многодетной семьи, обычной, где кроме него ещё 7 братьев и сестёр. Пара снимает скромную квартиру и копит деньги на билеты в Россию. «Надеюсь, Келин, увидев Россию, захочет здесь жить. А если нет? Что ж, будем обустраиваться на Гаити. Где наша не пропадала?»