Калерии Кисловой 93 года. И она по сей день работает режиссёром-консультантом. Вообще же на центральном телевидении Калерия Венедиктовна с 1961 г. — почти 60 лет.
Более тридцати лет она руководила съёмками таких событий, как Парады Победы, церемонии открытия и закрытия Олимпиады-1980, телемосты между СССР и США, похороны вождей, демонстрации, а в 1990 г. — первой в истории страны трансляцией Пасхального богослужения. Сопровождала в официальных командировках Брежнева, затем Горбачёва и Ельцина. Снимала отречение от власти Горбачёва и уход с поста президента Бориса Ельцина. Она же записывала первое новогоднее обращение Владимира Путина.
Диверсия или случайность?
Калерия Венедиктовна стала гостем нашей редакции. Во время беседы без запинки называла точные даты, имена, десятки имён и фамилий. Феноменальная память! Этим она в своё время впечатлила главу КГБ Ю. Андропова. Март 1982 г., Ташкент. Группа Кисловой оказалась единственной, кто снимал Брежнева на местном авиазаводе. «Мостик в цехе, соединяющий балконы, куда рабочие встали, чтобы лучше разглядеть гостей, проломился. Несколько человек упали, задев Леонида Ильича. Генсека вынесли, использовав вместо носилок чьё-то пальто. Всё было заснято. Меня предупредили, что за плёнку я отвечаю головой». Но плёнку Калерия не уберегла — её обманом изъяли сотрудники КГБ Узбекистана, пытаясь уничтожить свидетельство их плохой работы, — за безопасность на этом объекте отвечали они. «Когда в Москве я сообщила председателю Гостелерадио, что плёнки нет, вокруг меня тут же образовался вакуум. Коллеги старались меня не замечать. Несколько раз меня вызывали на беседы в КГБ. А Брежнев тем временем исчез из общественного поля зрения. „Голос Америки“ сообщил, что у него сломана ключица. Наши СМИ хранили молчание. На двадцатый день я оказалась в кабинете у Андропова. Рассказала всё в мельчайших подробностях. На вопрос, была ли это диверсия или случайность, ответила: „Думаю, случайность. Вошло столько „портретов“ — Брежнев, Черненко, местные руководители. Люди наверху столпились. Конструкция не выдержала“. На прощание Андропов сказал: „Знаете, если бы мы познакомились с вами раньше, вы бы работали в другом комитете“. — „Не судьба!“ После разговора с Андроповым на работе всё вошло в обычную колею».
Ореол незаменимости
Брежнев называл Калерию «Мисс Телевидение». С ним она работала 8 лет. И чуть больше с Ельциным. Она же записывала прощальное обращение Бориса Николаевича 31 декабря 1999 г. «Мы, как обычно, приехали снимать новогоднее обращение заранее — 28 декабря. Ельцин был энергичный, собранный. С одного дубля всё записали. Поэтому я удивилась, когда он попросил: „Ёлку оставьте. Наверное, вы ещё ко мне приедете“. Звонок раздался 30 декабря после 18.00, сообщили, что завтра в 10 утра Борис Николаевич хочет записаться ещё раз. Начала обзванивать группу. В 6 утра мы были у Спасских ворот. Нас провели в кабинет Ельцина. Мы подготовились к съёмке и стали ждать текст обращения, чтобы набрать его на телесуфлёр. А текста всё нет. Помощник Ельцина Валентин Юмашев вошёл с текстом без четверти 10. Я нервничала, что мы не успеем набрать текст, потому что Ельцин был пунктуален. Знала, что он появится ровно в 10. На сам текст взгляд бросила случайно. Увидела фразу „Я ухожу“ и всё поняла. Ровно в 10 часов вошёл Борис Николаевич. Текст ещё не был набран. Помощник и дочь Ельцина Татьяна попросила меня как-то отвлечь его внимание. Я долго его усаживала, завела нейтральный разговор. В итоге записали обращение с одного дубля. После Ельцин, как всегда, подарил женщинам нашей группы цветы. Подняли по фужеру шампанского. Обращение вышло в эфир в 12 часов по московскому времени на всю страну».
К постоянно меняющимся планам Калерии было не привыкать. Однажды её срочно вызвали из Индии, где она была в командировке. «В Москве меня встречали сотрудники 9-го управления КГБ. На улице зима, а я в платье и босоножках. Один из них дал мне своё пальто. Выяснилось, что едем во Внуково, а дальше в Мурманск, где минус 40. Счастье, что моя квартира была по дороге. Забежала в дом, переоделась, схватила пальто и сумку с тёплыми вещами. У меня всегда были собраны две сумки — с тёплыми и летними вещами. В Мурманске я была за два часа до того, как там приземлился Горбачёв. Меня встретил глава 9-го управления генерал Плеханов. Улыбался: «Калерия, зато какой ореол незаменимости!»
Впервые эту её незаменимость почувствовали в 1961 г., когда Калерию командировали из телецентра Новосибирска в Москву. В столице должен был пройти день этого города. Снимала его Калерия, отказавшись от помощи московских коллег. В результате ей предложили остаться работать в Москве. В 1977 г. Кислова стала лауреатом Госпремии, а затем главным режиссёром программы «Время». Занимала эту должность четверть века. Трудилась без выходных и праздничных дней по 12 часов. Могли вызвать и ночью. Так случилось в ноябре 1982 г. Машина, ждавшая у подъезда, привезла Калерию к Дому союзов. «Я поднялась по лестнице в Колонный зал, где были убраны все ряды со стульями. Огромное пустое пространство — и ни души, кроме меня. Села в фойе на банкетку. Прошло несколько часов. После двух ночи появилась группа мужчин во главе с начальником 9-го управления генералом Сторожевым. Он спросил: „Калерия, как камеры будешь устанавливать?“ — „А что за событие?“ Один из ребят из охраны сказал: „Хозяин умер“. Умер Леонид Ильич. Вернулась домой. Села на кухне, нарисовала план установки камер. Выпила кофе и поехала в Останкино».
«Хочу здесь жить!»
При запредельных нагрузках за все те годы она лишь однажды брала больничный. Летом 1985 г. свалилась с температурой 40. Как только встала на ноги, тут же отправилась в редакцию, нужно было готовиться к Всемирному фестивалю молодёжи. «В центре Москвы надо было все крыши облазить, чтобы понять, где камеры выставлять. Ходила с жителями договоривалась, чтобы они нас пустили на свой балкон. Я облазила крыши гостиницы „Москва“, гостиницы „Россия“, ГУМа, всю Кремлёвскую стену поверху прошла, поднималась на Спасскую башню и даже на колокольню Ивана Великого. Не хотелось повторяться, искала новые точки».
На вопрос, заработала ли она золотые горы, отвечает: «Ни дачи, ни машины, ни счетов в банке нет. Одна квартира, где живу с мужем и сыном».
...А ведь в детстве она мечтала стать актрисой. Девочка росла в отдалённом селе в Новосибирской области. Отец работал агрономом, предки по его линии были цыганами. Мама — русская. Школьницей она увидела фильм «Последний табор» с Лялей Чёрной и решила стать актрисой. Отучилась в Новосибирске, потом окончила ГИТИС в Москве. Всё изменилось после того, как знакомый пригласил её в Новосибирске в телецентр: «Я полдня провела в аппаратной. Это была любовь с первого взгляда. В шутку сказала: «Хочу здесь жить!» Так и получилось. Телевидение стало её жизнью.